Источник: Официальный сайт Департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края
http://www.gz-kuban.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=15231:2016-04-29-12-09-07&catid=411:2013-12-06-06-23-09
ПЕРЕЧЕНЬ
рекомендаций для заказчиков по осуществлению закупок продуктов питания для обеспечения муниципальных нужд
1. При осуществлении закупок, в частности, продуктов питания, рекомендуется отдавать предпочтение конкурентным способам, сокращая при этом количество закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – поставщик), тем самым соблюдая регламентированные Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) принципы обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупок, а также эффективности использования бюджетных средств, предусмотренный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В данном контексте следует обратить внимание на возможность проведения такого способа закупки, как конкурс с ограниченным участием. Данная процедура предусматривает возможность гарантированно определить необходимую квалификацию поставщика путем установления к нему дополнительных требований.
Дополнительным требованием к участникам закупки услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, указанных в пункте 6 приложения № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям», в случае если начальная (максимальная) цена заключаемого контракта превышает 500 тыс. рублей, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе, цена которого не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс.
2. В случае обоснованной необходимости осуществления закупок у единственного поставщика на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ следует обращать внимание на установленные ограничения:
закупка товаров не должна превышать ста тысяч рублей (при этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить таким способом, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не может составлять более чем пятьдесят миллионов рублей (пункт 4));
закупка товаров, осуществляемая, в частности, государственной или муниципальной образовательной организацией, не должна превышать четырехсот тысяч рублей (при этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить таким способом, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей (пункт 5)).
3. В целях определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (т.е. вне зависимости от способа определения поставщика), необходимо руководствоваться нормами статьи 22 Закона № 44-ФЗ, приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2013 года № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», ориентируясь, прежде всего, на цены региональных товаропроизводителей.
При подготовке запроса о предоставлении ценового предложения заказчику следует изучить рынок предложений конкретной продукции в своем территориальном секторе. Критериями отбора поставщиков, которым заказчик планирует направить запрос о предоставлении ценового предложения, должны быть опыт поставки подобной продукции в бюджетные учреждения, срок работы на рынке, добросовестность исполнения своих обязательств.
4. При формировании объекта закупки, принимая во внимание принцип открытости и прозрачности, обозначенный статьей 7 Закона № 44-ФЗ, в целях идентификации потенциальными участниками закупки посредством официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» конкретного вида закупаемых товаров, наименование объекта закупки (предмета контракта) необходимо излагать четко, не допуская двусмысленных толкований, а также с уточнением закупаемых продуктов питания, например: «Поставка продуктов питания (хлебобулочные изделия)», «Поставка продуктов питания (картофель, морковь)». Рекомендации по корректному формированию наименования объекта закупки (продуктов питания) содержатся в приложении № 1 к настоящим рекомендациям.
Кроме того, формируя состав каждой закупки по номенклатуре и по количеству необходимо учитывать особенности функционирующего рынка, предусматривать возможность участия региональных товаропроизводителей, не нарушая при этом предусмотренный Законом № 44-ФЗ принцип обеспечения конкуренции, а также положения Федерального закона от 26 июля 2006 года
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ).
Например, в отдельную закупку следует выделять:
молочную продукцию;
мясную продукцию;
рыбную продукцию;
хлеб и хлебобулочные изделия;
- (с дополнительным делением в зависимости от места производства);
- (с дополнительным делением в зависимости от места производства);
соки, воды и т.д.
5. При описании объекта закупки необходимо соблюдать правила, установленные как статьей 33 Закона № 44-ФЗ, так и Законом № 135-ФЗ, запрещающие любые действия, приводящие к ограничению конкуренции при проведении процедур закупок. Примеры описаний объектов закупки (продуктов питания) приведены в приложении № 2 к настоящему документу.
При установлении требования о соответствии характеристик товара, входящего в объект закупки, требованиям технических регламентов или государственных стандартов (далее – ГОСТ) целесообразно осуществлять проверку актуальности таких нормативных документов, а также конкретизировать требования к соответствию ГОСТ (т.е. указывать, какой именно параметр и в какой степени должен соответствовать тому или иному стандарту), исходя из потребностей заказчика. Например, согласно ГОСТ 31452-2012 «Сметана. Технические условия» для продукта установлены следующие показатели массовой доли жира: не менее 10,0%, 12,0%, 14,0%, 15,0%, 17,0% и так далее (до «не менее 42,0%»). Установление требования к данному показателю в формате «массовая доля жира в соответствии с ГОСТ 31452-2012» может ввести в заблуждение участников, поэтому установить данный показатель необходимо в соответствии с потребностями заказчика (например, «Массовая доля жира: не менее 15%»). Рекомендации по установлению в описании объекта закупки требований о соответствии закупаемых продуктов питания техническим регламентам, ГОСТ отражены в приложении № 3 к рекомендациям.
В случае, если при составлении описания объекта закупки невозможно использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документация о закупке должна содержать обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
6. При осуществлении закупок, в том числе продуктов питания, конкурентными способами необходимо соблюдать положения статей 28, 29 Закона № 44-ФЗ, закрепляющие обязанность заказчика предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также организациям инвалидов по утвержденным перечням товаров, работ, услуг.
В частности, перечень товаров, работ, услуг, в соответствии с которым при определении поставщиков заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года № 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта», содержит следующую продукцию: сыр, творог, сметана, изделия колбасные, изделия хлебобулочные недлительного хранения и прочие. Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта», включает в себя соки из фруктов и овощей, изделия хлебобулочные недлительного хранения и прочие.
Таким образом, например, при закупке соков надлежит установить преимущество организациям инвалидов, при закупке хлеба – одновременно организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы.
В целях надлежащей реализации указанных выше норм Закона № 44-ФЗ и обеспечения мер государственной поддержки обозначенным категориям поставщиков заказчики при закупке продукции, входящей в регламентированные перечни, обязаны закупать ее отдельно от других товаров.
Рекомендации по предоставлению преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов приведены в приложениях № 4, 5 к настоящему документу.
7. В целях достижения высокого экономического эффекта необходимо отметить целесообразность проведения совместных закупок на поставку продуктов питания.
Проведение совместных определений поставщиков направлено не только на оптимизацию процедур закупок, но и на достижение максимальной экономии бюджетных средств посредством привлечения, в частности, поставщиков, способных значительно снижать стоимость продукции за счет увеличения объемов и оптимизации логистики.
Возможность организации совместных конкурсов или аукционов предусмотрена статьей 25 Закона № 44-ФЗ в случае осуществления двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг. Организатором совместных процедур может выступать уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона № 44-ФЗ либо один из заказчиков, если такому уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение таких совместных закупок. Необходимо отметить, что проведение совместных конкурсов или аукционов предполагает составление единого описания объекта закупки, соответствующего требованиям законодательства о контрактной системе.
Начальник отдела развития контрактной системы департамента
по регулированию контрактной системы Краснодарского края А.В. Клименок
Приложение № 1
к перечню рекомендаций для заказчиков
по осуществлению закупок продуктов питания
для обеспечения муниципальных нужд
РЕКОМЕНДАЦИИ
по корректному формированию наименования объекта закупки
(продуктов питания)
Из системного толкования Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) следует, что осуществление закупок товаров, работ, услуг включает в себя, в том числе формирование объекта закупки, а в частности – определение наименования объекта закупки, которое, в свою очередь, указывается в плане закупок, в плане-графике закупок, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта и в случае реализации государственных, муниципальных программ должно соответствовать их мероприятиям и целям.
В связи с отсутствием в настоящее время предусмотренного статьей 23 Закона № 44-ФЗ каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, формирование и ведение которого в единой информационной системе (далее – ЕИС) обеспечивается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, заказчики, в том числе Краснодарского края, сталкиваются с некоторыми трудностями при определении наименования объекта закупки, что обусловлено интеллектуальным вводом необходимой информации.
Принимая во внимание, что наименование объекта закупки должно с одной стороны отражать нужды заказчиков, с другой – обеспечивать потенциальным участникам беспрепятственный поиск информации о запланированных и проводимых закупках, следует определить необходимые и достаточные показатели для их отражения в наименовании объекта закупки.
На практике фиксируются случаи, когда наименование закупки сформулировано расплывчато, размыто, неясно, неконкретно. Такие действия заказчиков создают участникам закупок препятствия при поиске информации о закупках, относящихся к специфике их деятельности, что, как следствие, может расцениваться как признаки ограничения конкуренции.
В связи с участившимися случаями некорректного указания заказчиками наименования объекта закупки, выявляемые органами контроля и аудита в сфере закупок, в целях формирования добросовестной конкурентной среды посредством обеспечения возможности доступного поиска конкретной закупки обращаем внимание на необходимость указания наименования объекта закупки с соблюдением нижеизложенных рекомендаций, что приведет к более эффективному и результативному осуществлению закупок, в том числе закупок продуктов питания, для обеспечения нужд Краснодарского края.
Наименование объекта закупки должно отражать основное содержание (предназначение) объекта закупки, для этого рекомендуется использовать стандартные и общепринятые понятия, слова и выражения. Стоит избегать излишней конкретизации объекта закупки. Наименование должно отражать основное предназначение товара. Термины, характеризующие объект закупки, должны соответствовать специальному (отраслевому) законодательству (при его наличии).
Учитывая, что каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд будет формироваться на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности заказчикам уже сейчас рекомендуется использовать терминологию Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД)
Не рекомендуется указывать наименование товара используя сокращения слов.
Наименование объекта закупки следует указывать на русском языке. Использование латинского алфавита допускается при написании товарных знаков исключительно в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ.
При формировании наименования объекта закупки не допускает(-ют)ся:
- замена кириллических букв на идентичные по написанию латинские;
- замена букв на похожие по написанию цифры;
- использование тире в корне слова;
- разделение букв в составе слова пробелами или иными знаками препинания;
- опечатки и грамматические ошибки, в том числе, в ключевых словах, определяющих предмет закупки;
- использование такого словосочетания как «оказание услуг по поставке товара».
В наименовании объекта закупки не следует указывать наименование заказчика, для нужд которого осуществляется такая закупка, так как для отражения данной информации предусмотрено отдельное поле при размещении информации об осуществлении закупки в ЕИС.
Наименование объекта закупки должно быть идентичным во всех формируемых заказчиком в соответствии с Законом № 44-ФЗ документах: плане закупок, плане-графике закупок, извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта.
Помимо изложенного необходимо учитывать, что наименование объекта закупки должно содержать исключительно информацию о закупаемых заказчиком товарах и не вводить потенциальных поставщиков в заблуждение, искажая сведения, указывающие на объект закупки.
Примеры корректного/некорректного формирования наименования объекта закупки приведены в таблице.
№ п/п
|
Пример корректного указания наименования объекта закупки
|
Пример некорректного указания наименования объекта закупки
|
Пояснения
|
1.Товары
|
1.1.
|
«Поставка продуктов питания (молочная продукция)»
|
«Оказание услуг по поставке мол.продуктов»
|
При формировании наименования объекта закупки следует как можно точнее указывать вид товара,.
Наименование объекта закупки рекомендуется формировать таким образом, чтобы было понятно какой конкретный товар имеется ввиду.
Не рекомендуется указывать наименование товара используя сокращения слов.
|
1.2.
|
«Поставка продуктов питания (хлебобулочные изделия)»
|
«П0ставка хле6а и хле6обулочных изделий
для нужд ______________ (наименование заказчика)»
|
При формировании наименования объекта закупки не допускается замена букв на похожие по написанию цифры – в данном случае буквы «о» и «б» заменены на цифры «0» (ноль) и «6» (шесть).
При формировании наименования объекта закупки не следует указывать наименование заказчика, для нужд которого осуществляется поставка товара.
|
1.3.
|
«Поставка продуктов питания (мясная продукция)»
|
«Поставка мсяо (гавядина)»
|
При формировании наименования объекта закупки не допускаются опечатки и грамматические ошибки, в том числе в ключевых словах, определяющих предмет закупки.
|
1.4.
|
«Поставка продуктов питания (молочная продукция)»
|
«Поставка мо-лочной
про-дукции»
|
При формировании наименования объекта закупки не допускается использование тире в корне слова – в данном случае знак тире размещается в корне слова, как при переносе текста по правилам русского языка.
|
Начальник отдела развития контрактной
системы департамента по регулированию
контрактной системы Краснодарского края А.В. Клименок
Приложение № 2
к перечню рекомендаций для заказчиков
по осуществлению закупок продуктов питания
для обеспечения муниципальных нужд
ПРИМЕРЫ
описаний объектов закупки
(продуктов питания)
№ п/п
|
Наименование товара, входящего в объект закупки
|
Код по ОКПД
|
Требования, установленные к техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)
|
Наименование и ед.изм. показателя
|
Описание, значение
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Картофель продовольственный
|
01.13.51.120
|
срок созревания
|
поздний
|
внешний вид
|
клубни целые, чистые, здоровые, свежие, зрелые, полностью покрытые плотной кожурой, типичной для поставляемого ботанического сорта формы и окраски
|
Внутренняя часть клубня:
|
|
Окраска
|
типичная для ботанического сорта
|
Запах и вкус
|
свойственный поставляемому ботаническому сорту
|
Размер клубней по наибольшему поперечному диаметру, мм, не менее:
|
30,0
|
упаковка
|
овощная сетка
|
вес в упаковке в пределах диапазона, кг
|
8-10
|
2
|
Лук репчатый
|
01.13.43.110
|
внешний вид
|
луковицы вызревшие, здоровые, чистые, целые, непроросшие, типичной для ботанического сорта формы и окраски, с сухими наружными чешуями (рубашкой) и высушенной шейкой
|
длина высушенной шейки, см, не более
|
5
|
запах и вкус
|
свойственные поставляемому ботаническому сорту
|
размер луковиц по наибольшему поперечному диаметру, см, не менее
|
4
|
упаковка
|
овощная сетка
|
вес в упаковке в пределах диапазона, кг
|
10-15
|
Используемые заказчиком при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании
|
ГОСТ Р 51808-2013 Картофель продовольственный. Технические условия.
ГОСТ Р 51783-2001 Лук репчатый свежий, реализуемый в розничной торговой сети. Технические условия
|
Начальник отдела развития контрактной
системы департамента по регулированию
контрактной системы Краснодарского края А.В. Клименок
|