По информации из разных источников, большое количество заказчиков стали получать от ряда организаций запросы о предоставлении сведений о закупках в рамках общественного контроля. При этом запрашивается не только информация, но и копии документов, в том числе первичных документов, по исполнению контрактов. Законно ли это?
Общественный контроль закупок является новым институтом госзакупок. Это важный инструмент обеспечения гласности и прозрачности закупок, поэтому работа с такими запросами обязательна (см. письмо Минюста). Однако, работа "общественных контролеров" тоже регламентирована. Общественный контроль осуществляется исключительно в соответствии со ст.102 Закона о контрактной системе. В части, не противоречащей ст.102, применяется Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 3 ст.102 Закона о контрактной системе общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе согласно пп. 2) направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов. Перечень мероприятий, совершаемых в рамках общественного контроля закупок является закрытым. Таким образом, законодательная основа для запроса копий (сканкопий) первичных документов об исполнении государственных (муниципальных) контрактов отсутствует.
Вот что запросили по нескольким позициям у одного из заказчиков (даем специально без сокращений):
- 1. обоснование закупки (в т.ч. начальной цены, срока поставки), включая направленные заказчиком запросы и полученные коммерческие предложения;
- 2. дату включения закупки в план-график, номер закупки в план-графике, дату публикации соответствующей версии план-графика;
- 3. заявки на участие, поданные на торги в полном составе документов первой и второй частей заявок, соответственно;
- 4. документ, подтверждающий предоставление обеспечения контракта. В случае предоставления обеспечения контракта в виде денежных средств: выписку о поступлении на р/с заказчика денежных средств и их отражение на балансе;
- 5. решение контрольного органа о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, оформленное в соответствии с требованиями ст. 93 ФЗ №44-ФЗ (в случае необходимости согласования);
- 6. отчет об исполнении контракта (о ненадлежащем исполнении контракта, об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения) с приложением указанных в разделах III, IV и V формы отчета документов (включая: счета-фактуры, товарные накладные и иные документы, подтверждающие приемку продукции, в соответствии с условиями заключенного контракта, экспертизы, платежные документы, претензии);
- 7. товарно-сопроводительные и эксплуатационные документы на продукцию, в соответствии с условиями заключенного контракта (с отметкой, где находится товар);
- 8. документ о постановке товара на баланс.
Как разобраться с этой ситуацией с правовой точки зрения и подготовить мотивированный ответ? Смотрите в Полезных материалах Памятку заказчикам по вопросам общественного контроля. |