Приложение № 4
к перечню рекомендаций для заказчиков
по осуществлению закупок продуктов питания
для обеспечения муниципальных нужд
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ
учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон
№ 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок предоставляют преимущества, в том числе учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы.
Согласно нормам статьи 28 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан предоставлять учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%. Такие преимущества предоставляются в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации, и в установленном им порядке. Указанные Перечень и Порядок предоставления преимуществ учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года № 649.
Информация о предоставлении преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в перечни (часть 3 статьи 28 Закона № 44-ФЗ).
Преимущества распространяются на следующие организации (статья 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации):
уголовно-исполнительные инспекции;
исправительные центры;
арестные дома;
колонии-поселения;
воспитательные колонии;
лечебные исправительные учреждения;
исправительные колонии общего, строгого или особого режима;
тюрьмы;
колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.
Учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы в составе заявки на участие в закупке представляется требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимуществ, предусмотренных статьей 28 Закона № 44-ФЗ.
При осуществлении закупки у указанной категории лиц заказчик устанавливает размер обеспечения заявки, не превышающий 2% Н(М)ЦК.
В случае, если победителем закупки признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по требованию последнего заключается по предложенной им цене с учетом установленного преимущества, но не выше Н(М)ЦК.
Указанные преимущества не предоставляются в случае, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Ниже приведен ответ на один из часто задаваемых вопросов: «Должен ли заказчик предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в случае проведения электронного аукциона на поставку товаров, где только часть продукции включена в перечень товаров, установленных Правительством Российской Федерации? Как правильно установить размер преимущества в отношении предлагаемой цены контракта?»
Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона № 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления указанных преимуществ установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года
№ 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта». Кроме того, указанным актом утвержден Перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее – Перечень).
В случае, если заказчик в объект закупки включил товары, входящие в Перечень, и товары, которые этот Перечень не содержит, заказчик не вправе в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке устанавливать преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в отношении предлагаемой ими цены контракта.
В целях надлежащего исполнения нормы, установленной статьей 28
Закона № 44-ФЗ, заказчикам необходимо формировать объекты закупок, выделяя в отдельные процедуры закупки или лоты товары, включенные в Перечень, и устанавливать в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в отношении предлагаемой ими цены контракта.
Кроме того, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества (в размере до 15 процентов) в отношении цены контракта, но не выше Н(М)ЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки. Данный порядок рекомендуется устанавливать в документации о закупке.
Обращаем Ваше внимание, что аналогичное мнение о требованиях к указанию преимуществ в процентном выражении организациям инвалидов в соответствии со статьей 29 Закона № 44-ФЗ изложено в письме МЭР России от 30 сентября 2014 года № Д28и-1889 (вопрос № 18 стр. 10, вопрос № 21 стр.13).
Начальник отдела развития контрактной
системы департамента по регулированию
контрактной системы Краснодарского края А.В. Клименок
Приложение № 5
к перечню рекомендаций для заказчиков
по осуществлению закупок продуктов питания
для обеспечения муниципальных нужд
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ
организациям инвалидов при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон
№ 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок предоставляют преимущества, в том числе организациям инвалидов.
Согласно нормам статьи 29 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан предоставлять организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг.
Информация о предоставлении преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в перечни (часть 3 статьи 29 Закона № 44-ФЗ).
Преимущества распространяются на следующие организации (часть 2 статьи 29 Закона № 44-ФЗ):
1) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%;
2) организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.
Для получения преимущества участник закупки, являющийся организацией инвалидов, наряду с документами, предусмотренными законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, заявляет в произвольной форме свое соответствие критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона № 44-ФЗ.
При осуществлении закупки у указанной категории лиц, заказчик устанавливает размер обеспечения заявки не превышающий 2 % Н(М)ЦК, указанной в извещении о проведении закупки.
В случае, если победителем закупки признана организация инвалидов, контракт по ее требованию заключается по предложенной ей цене с учетом установленного преимущества (до 15%), но не выше Н(М)ЦК.
Указанные преимущества не предоставляются в случае, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Ниже приведен ответ на один из часто задаваемых вопросов: «Имеет ли заказчик право в извещении о проведении электронного аукциона одновременно предусмотреть преимущества для организаций инвалидов и ограничения по участию в электронном аукционе СМП, СОНКО?»
Ответ: Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта» (далее – Постановление № 341) правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта распространяются на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80 процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25 процентов.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ), в частности, субъекты малого предпринимательства – это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными обозначенным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Нормами пункта 2.1 части 2 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определено, что социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных обозначенным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 указанного акта.
Вместе с тем с соответствии со статьей 33 Федерального закона
от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также может осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в части социально ориентированных некоммерческих организаций, кроме того, на организации, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25 процентов, распространяется действие Закона № 209-ФЗ при соответствии данных организаций требованиям, установленным указанным законом, за исключением пункта 1 части 1 статьи 4 обозначенного закона.
В соответствии с частью 3 статьи 29 Закона № 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг.
Указанные преимущества могут быть установлены в случае закупки товаров, работ, услуг согласно перечню, утвержденному постановлением № 341.
Исходя из изложенного выше следует, что:
Закон № 44-ФЗ не содержит прямого запрета на установление ограничения по участию в процедуре СМП, СОНКО при установлении преимущества для организаций инвалидов;
СМП, СОНКО могут быть организациями инвалидов при соблюдении определенных условий;
преимущества в отношении предлагаемой цены могут быть предоставлены СМП, СОНКО, если объектом закупки являются товары, работы, услуги из перечня, утвержденного постановлением № 341.
На практике, редко участник закупки может представлять собой одновременно организацию инвалидов и являться СМП, СОНКО.
Таким образом, установление преимуществ организациям инвалидов и одновременное ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНКО может привести к несостоявшимся процедурам.
Начальник отдела развития контрактной
системы департамента по регулированию
контрактной системы Краснодарского края А.В. Клименок
|