Комментарий к нормативному акту
Автор руководитель портала 44-online Косарев К.М.
В целях реализации Постановления №832 заказчики c 03.09.2016 при закупке включенных в перечень продуктов питания должны провести ряд конкретных предусмотренных законом 44-ФЗ действий. Как основные, можно выделить следующие.
- В план-график на 2017 год должна быть включена информация о наличии ограничений допуска иностранных товаров, установленных в соответствие со статьей 14 44-ФЗ.
- В извещение о запросе котировок (ч.3 ст.73), конкурсную (ч.3 ст.49) и аукционную (ч.5 ст.63) документацию должна быть включена информация об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранных государств. А также соответствующее этой информации требование к участнику закупки в составе заявки предоставить сведения о соответствии данному требованию.
Например, для электронного аукциона пунктом 6 части 5. статьи 66 44-ФЗ установлено: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: ... документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов". Для запроса котировок аналогичная обязанность установлена частью 3 статьи 73, для конкурса - частью 3 статьи 51. В соответствие с пунктом 3 Постановления №832 таким документом является декларация участника закупки о стране происхождения и производителе товара.
При рассмотрении заявок заказчик должен учитывать требование о наличии двух условий: 1) только более 2-х допущенных заявок с надлежащими страной происхождения , дают основание для отклонения заявок с ненадлежащей страной происхождения 2) условие пункта 1) работает, только если заявки с надлежащей страной не содержат информации об одном производителе. Иными словами если есть две заявки заявки, где продекларированы Российская Федерация, Белоруссия, Казахстан, Армения (страны-участницы Евразийского экономического союза, ЕАЭС) с разными производителями - иностранный товар "не играет". В такой механизм Правительство вложило смысл не полного запрета, а частичного ограничения иностранных продуктов только в случаях, когда есть конкурентная ситуация среди поставщиков из ЕАЭС.
Безусловно, это не единственная ситуация. Гораздо чаще будут участвовать только российские заявки, без указания производителя, например. Постановление эти ситуации не регулирует. Потому, что они должны решаться по общим правилам 44-ФЗ. Соответственно, отклоняться как не соответствующие закупочной документации, к сожалению.
Для правильного указания названий стран, не пропустите ссылку пункта 3 Постановления №832на Общероссийский классификатор стран мира - ОКСМ. Согласно него, наша страна может быть обозначена как Российская Федерация или Россия. Т.к. указания какое название использовать нет, полагаю, что и полное, и краткое, будут правильными.
Полное наименование |
Сокращенное наименование |
Российская Федерация |
Россия |
Республика Беларусь |
Беларусь |
Республика Казахстан |
Казахстан |
Республика Армения |
Армения |
Как должен быть указан производитель пищевых продуктов? 44-ФЗ и подзаконные акты в сфере госзакупок не дают определенного ответа. Это технический брак Постановления №832, который создал сложности заказчикам. Обоснованным решением будет использовать общую норму статьи 54 ГК РФ о наименовании юридического лица. Согласно нее, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму. Это наименование в обязательном порядке вносится как в ЕГРЮЛ, так и в учредительные документы организации. Такой формы, как ООО, АО в ГК нет. Сокращенное наименование юридические лица иметь не обязаны (например, ч.1 ст. 4 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью). Поэтому указание производителя как ООО "Участник 1" или АО "Участник 2" нельзя признать 100% юридически верным.
Указание производителя по таким правилам будет отличаться от того, что написано на этикетках пищевой продукции. Там часто используется слово "Изготовитель" и аббревиатуры ООО, АО. Насколько важна эта игра слов, покажет практика. Возможно, отклонение из-за сокращений будет чрезмерной формалистикой, с которой стоит подождать.
Насчет товарного знака, более понятно. "Простоквашино", "Мираторг", "Веселый молочник" - это не наименования производителей.
Сайт Федеральной налоговой службы содержит удобные онлайн-сервисы для проверки данных о юридических лицах.
Если успеть разместить извещение о подготовленной закупке до 24.00 2 сентября, требования Постановления применяться не будут.
Важно. В новой ситуации можно рекомендовать заказчикам более внимательно подходить к формированию лотов (спецификаций) на продукты, чтобы избежать "смешанных" закупок. Т.е. таких, когда в одном извещении есть как продукты из перечня Постановления №832, так и "обычные". Это поможет не оказаться между двух огней ограничения конкуренции (если ко всему лоту применяем ограничения Постановления №832) и проведения закупки с нарушениями законодательства (если ко всему лоту не применяем ограничения Постановления №832).
В отличие от похожего по смыслу Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», само Постановление №832 не содержит регулирования "смешанной закупки".
Для обеспечения закупочного процесса новые требования должны выполнять не только заказчики, но и поставщики. Надеюсь, этот материал поможет им быстро адаптироваться и продолжить стабильные поставки качественной продукции.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Постановление от 22 августа 2016 N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
В соответствии со статьей 14 Федерального закона ”О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
1. Утвердить прилагаемый перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
2. Установить, что для целей осуществления закупок отдельных видов пищевых продуктов, включенных в перечень, заказчик отклоняет от участия в конкурентных способах определения поставщиков все заявки (окончательные предложения) на участие в определении поставщика (далее - заявка), содержащие предложения о поставке пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые одновременно:
содержат предложения о поставке видов пищевых продуктов, являющихся объектом закупки и включенных в перечень, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида пищевых продуктов одного производителя.
3. Подтверждением страны происхождения товаров (пищевых продуктов), включенных в перечень, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов, включенных в перечень. Наименование страны происхождения товаров (пищевых продуктов) указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.
4. При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены заявки в соответствии с ограничениями, установленными пунктом 2 настоящего постановления, не допускается замена продукта пищевого на:
пищевой продукт, страной происхождения которого не является государство - член Евразийского экономического союза;
пищевой продукт другого производителя, предложение о поставке которого содержалось в заявках, которые не были отклонены в соответствии с ограничениями, установленными пунктом 2 настоящего постановления, при заключении данного контракта.
5. Установленные настоящим постановлением ограничения допуска пищевых продуктов, включенных в перечень, не применяются в следующих случаях:
размещение извещений об осуществлении закупок пищевых продуктов, включенных в перечень, в единой информационной системе в сфере закупок и (или) направление приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом осуществлены до вступления в силу настоящего постановления;
закупки пищевых продуктов, включенных в перечень, осуществлены заказчиками, указанными в части 1 статьи 75 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на территории иностранного государства для обеспечения своей деятельности на этой территории.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
П Е Р Е Ч Е Н Ь
отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014
10.20.1 Продукция из рыбы свежая, охлажденная или мороженая
10.20.2 Рыба, приготовленная или консервированная другим способом; икра и заменители икры
10.20.3 Ракообразные, моллюски и прочие беспозвоночные водные, мороженые, переработанные или консервированные
10.84.30.120 Соль пищевая выварочная
10.84.30.130 Соль пищевая поваренная йодированная
10.11.11.110 Говядина парная, остывшая или охлажденная
10.11.11.120 Телятина парная, остывшая или охлажденная
10.11.12 Свинина парная, остывшая или охлажденная, в том числе для детского питания
10.11.20.110 Субпродукты пищевые крупного рогатого скота парные, остывшие или охлажденные
10.11.31 Мясо крупного рогатого скота (говядина и телятина) замороженное, в том числе для детского питания
10.11.32 Свинина замороженная, в том числе для детского питания
10.12.1 Мясо птицы охлажденное, в том числе для детского питания
10.12.40.120 Субпродукты домашней птицы пищевые замороженные
10.51.2 Молоко и сливки сухие, сублимированные
10.51.30.100 Масло сливочное
10.51.30.110 Масло сливочное
10.51.30.200 Пасты масляные
10.51.30.210 Пасты масляные
10.51.4 Сыры, продукты сырные и творог, за исключением 10.51.40.120
10.51.51 Молоко и сливки, сгущенные или с добавками сахара или других подслащивающих веществ, не сухие
10.61.11.000 Рис шелушеный
10.81.12 Сахар белый свекловичный или тростниковый и химически чистая сахароза в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок
10.81.13 Сахар рафинированный свекловичный или тростниковый со вкусоароматическими или красящими добавками; кленовый сахар и
кленовый сироп
|