Обзор административной практики ФАС по 44-ФЗ
Объединение в один объект закупки строительных работ с поставкой товаров, технологически и функционально не связанных со строительством, влечет за собой ограничение количества участников закупки из числа поставщиков и (или) производителей специализированного оборудования, относящихся к иным товарным рынкам, нежели строительство.
При этом явно определенного понятия технологически и функционально связанной продукции, после отмены правил об одноименности 94-ФЗ, в законодательстве нет. Жалоба признана частично обоснованной на основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Данной нормой установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На основе совокупности обстоятельств дела УФАС был сделан вывод, что требования заказчика по включению в состав работ поставки и монтажа дополнительного оборудования ограничивают конкуренцию. На этом основании оснащение детского сада в рамках контракта на строительство машиной стирально-отжимной, стенкой гимнастической, шкафом холодильным, электроплитой, миксером планетарным, овощерезкой и т.д. признано незаконным.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе. Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям документации о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается. Протокол в нарушение части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе не содержал обоснования решения аукционной комиссии о признании не соответствующими требованиям документации об аукционе заявок участников закупки.
Этих оснований оказалось достаточно для удовлетворения жалобы поставщика и отмены протокола подведения итогов аукциона.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России установила следующее. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Документация об аукционе не содержала описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки не носило объективный характер. При этом обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствовало требованиям статьи 22 Закона о контрактной системе.
Заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона № 44-ФЗ, допущенных при проведении открытого аукциона.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о контрактной системе допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, между участниками контрактной системы, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом указанные заявки должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона о единая информационная система обеспечивает подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа. В настоящее время единая информационная система не функционирует.
Согласно ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в ней, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 14.12.2010 № 646/21н утверждено Положение «О пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом». Указанным Положением не предусмотрена подача заявок в форме электронных документов.
Таким образом, учитывая право участников контрактной системы в сфере закупок, предусмотренное ч. 2 ст. 77 Закона, Заказчик должен обеспечить возможность подачи заявок на участие в запросе котировок в форме электронного документа, вне зависимости от функционирования единой информационной системы.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о контрактной системе допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрен специальный порядок подачи котировочных заявок в форме электронного документа. Данный порядок предусматривает подачу котировочной заявки в форме электронного документа только с использованием единой информационной системы. Иные способы подачи котировочных заявок в форме электронного документа, в том числе направление заявки на электронную почту заказчика, Законом о контрактной системе не предусмотрены. Учитывая вышеизложенные положения Закона о контрактной системе, важнейшим условием подачи котировочных заявок является конфиденциальность и неприкосновенность сведений котировочной заявки, защита от ознакомления с ее содержанием до момента вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок.
При этом отсутствие функционирующей единой информационной системы свидетельствует об отсутствии возможности подачи котировочной заявки в форме электронного документа до начала функционирования единой информационной системы. Следовательно, котировочные заявки, поданные в форме электронного документа на электронную почту заказчика, не должны приниматься и регистрироваться Заказчиком ввиду нарушения установленного законом порядка подачи котировочных заявок. |