Обоснование НМЦК
Аналитический обзор методики Минэкономразвития
Информационно-аналитический портал 44-online открывает цикл публикаций по обоснованию начальных (максимальных) цен контрактов, цен контрактов с единственным поставщиком.В материалах будут рассмотрены вопросы, которые возникли у заказчиков за время применения положений статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 (далее – Методика). Мы пройдем по всем разделам Методики и выделим наиболее значимые моменты.
Раздел 1. Общие положения
Необходимо сразу уточнить, что Методика является методическими рекомендациями по применению ст.22 Закона о контрактной системе. Таким образом,использование Методики неявляется обязательным, если заказчиком, уполномоченным органом разработаны собственные правила на основе положений закона. Естественно, такие правила должны быть оформлены в виде локального нормативного акта, утвержденного в установленном порядке. При отсутствии такого акта целесообразно руководствоваться Методикой, т.к. на сегодня она является единственной нормативной основой в своей области. Законом о контрактной системе предусмотрена возможность регулирования также на уровне субъектов РФ, но в настоящее время регионы ее не используют.
Как следует из ст. 22 Закона о контрактной системе и п.1.1 Методики,установленный ей порядок определения и обоснования цены контракта применяется как в случаях использования конкурентных способов определения поставщиков (начальная (максимальная) цена), так и в случаях заключения контракта с единственным поставщиком (цена контракта). Разница в названиях обоснована тем, что для конкурентных способов это начальная цена, т.е. цена которая должна быть снижена в процессе конкурентной закупки. Для закупки у единственного поставщика начальная цена не определяется и используется термин«цена контракта». Обе цены Методика объединяет под общим названием «НМЦК» (п.1.2). Специальных правил для расчета цен контрактов с единственным поставщиком не установлено.
Методика содержит порядок расчета и обоснования НМЦК несколькими методами, предусмотренными ст.22 Закона о контрактной системе. Какие это методы?
Метод
|
Признак
|
Основания применения
|
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)
|
Приоритетный
|
Ч.6 ст.22
|
Нормативный метод
|
Дополнительный
|
Ч.7 ст.22
|
Тарифный метод
|
Дополнительный
|
Ч.8 ст.22
|
Проектно-сметный
|
Дополнительный
|
Ч.9 ст.22
|
Затратный метод
|
Исключительный
|
Ч.10 ст.22
|
Иные методы (разработанные и обоснованные заказчиком)
|
Исключительный
|
Ч.12 ст.22
|
Особенности применения каждого из методов будут рассмотрены в следующих публикациях. Методикой установлены также этапы закупки (и соответствующие им документы), когда заказчик должен определить НМЦК. Основанием являются требования Закона о контрактной системе.
Этап закупки
|
Требование по обоснованию НМЦК
|
Формирование плана-графика
|
П.2) ч.3 ст.21
|
Подготовка извещенияо закупке
|
П.2) ст.42
|
Подготовка документации о закупке
|
П.1) ч.1 ст. 50 (конкурс), п.1) ч.1 ст.64 (электронный аукцион), п.2) ч.6 ст.83 (запрос предложений)
|
Методика в п.1.4 содержит требование об отражении результата определения НМЦК (т.е. итоговой расчетной начальной цены контракта) в указанных документах. Однако, в статьях Закона о контрактной системе длязакупочной документации конкурса, аукциона, запроса предложений указано на необходимость включения в нее уже обоснования НМЦК. Из чего можно сделать вывод, что в закупочную документацию по этим процедурам необходимо включать не только результат, но и сам расчет НМЦК, а также ссылки на источники ценовой информации.Исключением является требование о включении в извещение о запросе котировок обоснования НМЦК, которое содержится в п.1) ч.1 ст.73. Это объясняется тем, что закупочная документация для запроса котировок не разрабатывается.
Согласно п.2.1 Методики обоснование – это и есть расчет с приложением справочной информации и документов, на основании которых он выполнен. Такой расчет - обоснование удобнее делать в виде отдельного приложения. Форма его утверждена как приложение №1 к Методике. В случаях, когда в документы включается только результат, можно рекомендовать оформлять произведенный расчет отдельным документом, и хранить в материалах закупки. Нужно отметить, что форма - приложение №1 к Методике не очень удобна для включения в нее всей необходимой информации по анализу рынка и подробных расчетов. Для этих целей можно использовать отдельные протоколы в дополнение к форме.
В отношении единственного поставщика, для которого указанные выше этапы закупки отсутствуют, Законом о контрактной системе установлено специальное требование о включении расчета НМЦК непосредственно в сам контракт. (ч.4 ст.93). При этом надо отличать расчет НМЦК от обоснования проведения самой закупки у единственного поставщика. Ч.3 ст.93 требует обоснования самой закупки способом у единственного поставщика, т.е. выбора именного этого, а не другого(конкурентного) способа в связи с невозможностью или нецелесообразностью его проведения. Если соотнести эти две нормы получится следующее:
Предмет обоснования
|
Ч.3 ст.93, включается в документально оформленный отчет
|
Ч.4 ст.93, включается в контракт
|
Невозможность (нецелесообразность) закупки иными способами
|
Да
|
Нет
|
Цена контракта
|
Да
|
Да
|
Иные существенные условия контракта
|
Да
|
Нет
|
Пункты 1.5-1.7 Методики касаются случаев, когда особенности ее применения обусловлены принятием специальных нормативных актов. Пока такие акты не приняты.
В конце раздела «Общие положения»необходимо отметить один важный пункт (1.9), который затрагивает большинство заказчиков. Он дает методические подходы дляобоснования НМЦК в случаях, когда в одной закупке (лоте) объединены «технологически и функционально связанные товары, работы, услуги». Другими словами, это закупка сходной по назначению продукции на основе перечней или спецификаций заказчика, такой как продуты питания, лекарственные средства,канцелярские товары и т.д. На основе этого пункта обоснование НМЦК таких лотов может проводиться двумя способами. Первый предполагает проведение расчета и корректировок на основе информации об общей стоимости всего лога. Этим методом можно воспользоваться, если имеются одинаково структурированные коммерческие предложения поставщиков, все позиции которых совпадают. Если в качестве источника ценовой информации используются цены по каждой позиции, полученные, например, из реестра контрактов, удобнее рассчитать НМЦК лота как сумму НМЦК всех входящих в него позиций. Это связано с тем, что поиск идентичных перечней (спецификаций) затруднителен и из открытых источников проще собратьценовую информацию по отдельным товарам, работам, услугам.
В ситуации отсутствия правоприменительной практики по вопросам применения нового порядка обоснования НМЦК, проведенный обзор носит экспертный характер. Он основан на системном правовом анализе нормативных актов и практических расчетах НМЦК по новым правилам. Следующий раздел Методики и публикация в очередном выпуске – Обоснование НМЦК. |