Закупки учебных изданий в рамках Федеральной контрактной системы (44-ФЗ)
____________________________________________________________________________________________________________
Колыхалов Павел Иванович
Заместитель директора Международного института контрактных отношений Российского университета дружбы народов, член Гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам, к. ф.-м. н., доцент
Источник: Издательство Дрофа, 2014 год, http://www.drofa.ru/44fz/, статья актуализирована на 12.05.2014.
Вступление
В данных рекомендациях предполагается изложить информацию, необходимую для понимания процесса закупки учебных изданий (печатных, электронных), а также доступа к электронным изданиям, регулируемого Федеральной контрактной системой. Основополагающим здесь является Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – 44-ФЗ).
Федеральный закон, подзаконные акты и ведомственные методические документы содержат исчерпывающие ответы на два основных вопроса: «Что нужно делать?» и «Как нужно это делать?». При всей важности последнего вопроса наибольшие затруднения возникают с первым. Не поняв, что мы хотим (должны) сделать, бесполезно изучать документы на предмет поиска инструкций по подготовке и проведению закупок.
Регулирование закупок учебных изданий
Регулируемое в плане закупок образовательное учреждение может быть государственным учреждением (ГОУ), муниципальным (МОУ) или автономным (АОУ). В первых двух случаях закупки могут осуществляться в соответствии с
- Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ)
- Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – 223-ФЗ).
АОУ всегда будет руководствоваться 223-ФЗ, за отдельными исключениями, установленными ч.4 ст.15 44-ФЗ. ГОУ и МОУ в некоторых случаях также будут следовать 223-ФЗ. К таким случаям относятся (ч.2 ст. 15[1]) закупки за счет средств:
- грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
- субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
- средств, полученных в качестве исполнения по контракту в случае привлечения на основании договора к поставке товара, оказанию услуг или выполнению работ;
- средств, полученных при осуществлении приносящей им доход деятельности от физических лиц, юридических лиц.
Закупки в соответствии с 223-ФЗ для любой организации (ГОУ, МОУ, АОУ) всегда требуют создания и размещения на официальном сайте zakupki.gov.ru, регулирующего закупки внутреннего нормативного акта - «Положения о закупках». Положение нужно было разместить на официальном сайте до 01.04.2014.
Далее будут рассматриваться только закупки, совершаемые в рамках 44-ФЗ.
Размещение информации в Единой информационной системе
Единая информационная система (далее – ЕИС) создается и ведется в целях информационного обеспечения контрактной системы. Работа с ЕИС достаточно трудоемка и является одной из важнейших в ходе осуществления закупочной деятельности.
В настоящий момент ЕИС в понимании 44-ФЗ еще не создана. Ее функции выполняет официальный сайт для размещения информации в сфере закупок в сети Интернет по адресу http://www.zakupki.gov.ru. На сайте размещается следующая информация (ст. 4):
- планы и планы-графики закупок и информация об их реализации;
- извещения о проведении закупок;
- закупочная документация и проекты контрактов;
- информация о ходе и результатах определения поставщика (протоколы);
- информация о заключенных контрактах и их исполнении (реестр контрактов).
Способы закупок учебных изданий
Закупку учебных изданий в рамках 44-ФЗ образовательное учреждение может осуществить одним из следующих способов:
- закупка у единственного поставщика (ст. 93);
- запрос котировок (ст. 72–74);
- электронный аукцион (ст. 59–71);
- запрос предложений (ст. 83).
Последние три процедуры являются конкурентными, и к участию в них допускается неограниченный круг поставщиков, удовлетворяющих требованиям закупочной документации.
Закупка у единственного поставщика может проводиться по разным основаниям, в том числе и в случаях, когда запрос котировок, электронный аукцион, запрос предложений не выявили победителя – того, с кем нужно заключить контракт.
1. Закупка у единственного поставщика (ст. 93)
1.1 Закупка у единственного поставщика «малой стоимости» в соответствии с п. 4) ч. 1 ст. 93 возможна при соблюдении следующих условий:
- объем одной закупки не более 100 тыс. рублей;
- суммарный объем таких закупок не более 5% от всех закупок в соответствии с планом-графиком закупок, но не более 50 млн рублей в сумме в год.
Информация о ходе этой закупки не размещается в ЕИС. Государственный контракт необходимо заключать, но возможно это сделать по упрощенной форме.
1.2 Закупка у единственного поставщика образовательным учреждением в соответствии с п. 5) ч. 1 ст. 93 возможна при соблюдении следующих условий:
- объем одной закупки не более 400 тыс. рублей;
- суммарный объем таких закупок не более 50% от всех закупок в соответствии с планом-графиком закупок, но не более 20 млн рублей в сумме в год.
Информация о ходе этой закупки также не размещается в ЕИС. Государственный контракт необходимо заключать, но возможно это сделать по упрощенной форме.
Обратим внимание: в рамках этих пунктов можно закупить любую продукцию (товары, работы, услуги). Но ст. 93 предусматривает также и закупки у единственного поставщика по другим, более предметным, основаниям (например, п.14) ч.1). Этим пунктом предусмотрены закупки продукции при наличии исключительных авторских прав.
В настоящий момент, с принятием изменений в 44-ФЗ (Федеральный закон №396-ФЗ) снялось существовавшее в первой редакции двусмысленные понимание нормы о наличии в учредительных документах вида деятельности по охране объектов культурного наследия. Это требование к образовательным учреждениям не относится.
Этот и предыдущий способ закупки имеют только один недостаток – ограничение по объему одной закупки и общему объему таких закупок[2], так называемые лимиты. Рассчитываются лимиты от общего объема закупок согласно плана-графика.
1.3. Закупка у издательств печатных и электронных изданий, а также услуг доступа к электронным изданиям
Такую закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 14) ч. 1 ст. 93 можно произвести в случаях:
- если необходимо приобрести издания определенных авторов и если издателю (поставщику) принадлежат исключительные права на эти издания;
- если поставщику принадлежит исключительная лицензия на предоставление доступа к электронному изданию.
Объем такой закупки и общий объем закупаемой таким способом продукции не ограничен. У данного способа есть два и недостатки с точки зрения закупщика.
Во-первых, следует понимать, что в одной закупке невозможно совместить продукцию разных издательств-правообладателей. Во-вторых, извещения об этих закупках должны быть размещены в ЕИС, в отличие от проведенных по п.4) и 5) ч.1 ст.93.
2. Запрос котировок
Запрос котировок – конкурентная процедура, извещение о которой и вся информация о ее прохождении размещаются в ЕИС. Победителем признается участник, подавший заявку, удовлетворяющую всем предъявленным к ней требованиям, и запросивший минимальную цену.
На размер закупки и общий объем закупаемой с помощью запросов котировок продукции установлены следующие ограничения (ч. 2 ст. 72):
- объем одной закупки не более 500 тыс. рублей.
- суммарный объем таких закупок может быть не более 10% от всех средств на закупку за год, а общая сумма – не более 100 млн. рублей в сумме в год.
Недостатки, с точки зрения заказчика, в данном случае состоят в ограничении объема закупок и в необходимости тщательно выполнять все требования по передаче информации в ЕИС. Но в данном случае нет никаких ограничений на номенклатуру закупаемой продукции.
В случае если на запрос котировок поступила только одна заявка, признанная удовлетворяющей требованиям закупочной документации, с участником закупок, подавшим эту заявку, должен быть заключен контракт в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 с единственным поставщиком, подавшим такую заявку, на условиях, указанных в запросе котировок и заявке участника закупки. Однако это решение должно быть согласовано с органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Законом установлено (п. 25 ч. 1 ст. 93), что срок такого согласования не может превышать 10 дней.
Если же на запрос котировок не подано ни одной соответствующей требованиям закупочной документации заявки, заказчик обязан продлить срок подачи заявок. А если и в этом случае заявок, удовлетворяющих требованиям закупочной документации, не подано, заказчик вынужден проводить новую процедуру закупок.
3. Электронный аукцион
Процедура выбора поставщика на электронном аукционе не имеет ограничений ни по объему закупки, ни по ее номенклатуре. Однако проведение такой процедуры требует:
- размещения извещения, документации об аукционе и всей информации о ходе электронного аукциона в ЕИС;
- доступа на электронную торговую площадку и умения работать там.
Перечень товаров, закупка которых осуществляется в обязательном порядке на электронном аукционе, установлен Распоряжением Правительства от 31 октября 2013 г. N 2019-р. Книжная продукция, учебники попадают в данный перечень по 22-му разделу классификатора ОКПД «Продукция печатная и носители информации записанные». Учебники имеют согласно классификатора код 22.11.21.191 «Учебники и учебные пособия, переплетенные печатные.»
Согласно части 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика с учетом требований Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, в случае если в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги может быть осуществлена у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), или путем проведения запроса котировок, то проведение электронного аукциона для осуществления закупки не является обязательным, в том числе, в случае если закупаемые товары, работы, услуги входят в указанные в части 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ перечни.
Победителем аукциона признается участник, подавший соответствующую требованиям закупочной документации заявку и запросивший наименьшую цену.
Так же, как и в предыдущем варианте, решается вопрос в случае, если на участие в аукционе поступила только одна заявка, признанная удовлетворяющей требованиям закупочной документации. С участником закупок, подавшим эту заявку, должен быть заключен контракт в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 с единственным поставщиком, подавшим такую заявку, на условиях, указанных в запросе котировок и заявке участника закупки. Это решение должно быть согласовано с органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Законом установлено (п. 25 ч. 1 ст. 93), что срок такого согласования не может превышать 10 дней.
Если же на участие в аукционе не подано ни одной приемлемой заявки, заказчик обязан продлить срок подачи заявок. А если и в этом случае заявок, удовлетворяющих требованиям закупочной документации, не подано, заказчик вынужден проводить новую процедуру закупок.
Если заказчик провел повторный аукцион и соответствующих требованиям закупочной документации заявок не поступило, то у него появляется возможность провести запрос предложений.
4. Запрос предложений
Данный способ закупки для учебных изданий допускается в случае, если повторный аукцион признан не состоявшимся по причине отсутствия заявок, соответствующих требованиям закупочной документации (п. 8 ч. 2 ст. 83). Запрос предложений является более гибкой процедурой, позволяющей участникам закупки корректировать свои предложения, и может дать результат тогда, когда он не был достигнут после электронного аукциона.
[1] Далее, если не указано иное, приводятся указания на пункт, часть, статью 44-ФЗ.
[2] Обратим внимание: из 44-ФЗ, в отличие от предыдущего закона о закупках, исключены понятия «одноименная продукция и ограничения, связанные с закупкой одноименной продукции.
|