Особенности заключения контрактов с единственным поставщиком в рамках контрактной системы
Большинство норм Закона о контрактной системе вступает в силу с 1 января 2014 г., а отдельные положения – с 2015,2016 и 2017 гг. Сфера действия Закона оконтрактной системе становится гораздо шире, а именно регулируются вопросы планирования, размещения и исполнения; добавляются понятия «мониторинг», «аудит». Законодатель устанавливает такие способы закупки как:
- запрос котировок (при условии что начальная (максимальная) цена не превышает 500 тыс. руб., совокупный годовой объем до 10%от плана-графика и не больше 100 млн руб. в год);
- запрос предложений (определены случаи);
- конкурс:
– открытый;
– двухэтапный (толь-ко НИР, проектные работы инновации, произведения искусства);
– с ограниченным участием (ограниченный перечень устанавливает Правительство РФ); аукцион (перечень устанавливает Правительство РФ и субъект РФ).
Рассматриваемые выше способы закупки являются конкурентными, однако предусмотрена возможность закупки у единственного поставщика.
Становится очевидным, что Закон о контрактной системе вводит новые правила закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в т. ч. и не остались без изменений условия закупки у единственного поставщика(подрядчика, исполнителя).
Государственные заказчики регулярно обращаются к возможности заключения государственных контрактов у единственного поставщика. Так, например, размещение госзаказа по основаниям п. 8–11, п.13 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ.
В т. ч. значительный объем размещения госзаказа у единственного поставщика происходит по несостоявшимся торгам (основание п.8–9 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ) (рис. 2).
Все вышеизложенное только подтверждает необходимость детального из-учения случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и особенно с учетом требований Закона о контрактной системе.
Случаи закупки у единственного поставщика в КС
Прежде всего хочется обратить внимание, что в ст.93 Закона о контрактной системе включены не все случаи, которые были предусмотрены в ст. 55 Закона № 94-ФЗ. Вместе с тем законодатель установил такой способ осуществления закупки, как проведение запроса предложений (ст. 83 Закона о контрактной системе), в который включены в т. ч. следующие случаи:
заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (на данный момент это п. 2.1 ч. 2 ст.55 Закона № 94-ФЗ);
заключение контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и пара-лимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских играх и Паралимпийских играх (п. 31 ч. 2ст. 55 Закона № 94-ФЗ);
заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами (в более узком понимании, а именно без услуг экскурсовода (гида) – это п. 22 ч.2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ).
Интересным является еще один момент – это возможность заключения договора с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в устной форме (ст. 34 Закона о контрактной системе). Данная форма возможна в случае осуществления закупки у единственного поставщика по основаниям, предусмотренным п. 4, 15 и 28.
Новеллой п. 4 ст. 93 Закона о контрактной системе является дополнительное ограничение: не более 100 тыс. руб., что ранее и было пред-усмотрено п. 14 ч. 2 ст. 55 За-кона № 94-ФЗ, но добавляется, что годовой объем закупок не должен превышать 5%плана-графика и в то же время не более 50 млн руб. в год.
Аналогичные ограничения введены и по п. 5 ст. 93Закона о контрактной системе: не более 400 тыс. руб., годовой объем закупок не дол-жен превышать 50% плана-графика и не более 20 млн. руб. в год.
Другое нововведение –это п. 28 ст. 93 Закона о контрактной системе, который позволяет заказчику заключать контракты на поставку лекарственных препаратов на сумму, не превышающую 200 тыс. руб. Дополнительные ограничения по применению указанного пункта – это решение врачебной комиссии:
объем закупаемых лекарственных препаратов не дол-жен превышать объем таких препаратов, необходимых на весь период лечения, а так-же осуществление закупки должно производиться исключительно для одного пациента.
Нельзя не отметить и сложность в осуществлении контрольных функций по данному пункту, поскольку законодатель обязывает обеспечить обезличивание персональных данных согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» при размещении в реестре контрактов решения врачебной комиссии.
Пункт 15 ст. 93 Закона о контрактной системе соответствует п. 20 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ.
Законом о контрактной системе предусмотрена обязательная регистрация контрактов в реестре контрактов, за исключением контрактов, заключенных в соответствии с п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93.Соответственно, на данный момент остается открытым вопрос о процедуре включения контрактов, заключенных в устной форме по основаниям п. 4, 15 и 28, в реестр контрактов.
Стоит обратить внимание и на существенное изменение условий заключения контракта в случае возникновения потребности в работе или услуге, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти.
В соответствии с действующим законодательством вышеуказанное условие предусмотрено основания-ми п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона № 94- ФЗ. Если рассматривать положения п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, то, как известно, право на заключение госконтракта предоставляется заказчику в случае возникновения у него потребности в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочия-ми или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъекта РФ. Со-
ответственно, применяя положения п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, заказчик обязан соблюдать следующие правила:
• указанная норма может быть использована заказчиком в качестве основания для заключения кон-тракта с единственным подрядчиком или исполнителем исключительно
в случае размещения заказа на выполнение работ или оказание услуг, но не на поставку товаров;
• единственным подрядчиком (исполнителем) в данном случае может быть один из следующих субъектов:
• орган исполнительной власти;
• государственное учреждение;
• унитарное предприятие.
Выполнение работ или оказание услуг, являющих-ся предметом заключаемого контракта, должно осуществляться вышеуказанными субъектами на основании предоставленных им полномочий, устанавливаемых нормативно-правовыми актами РФ или субъекта РФ. Вместе с тем п. 6 ч. 1 ст.93 Закона о контрактной системе сохраняются нормы в части видов потребностей и субъектов, имеющих исключительные полномочия.
Принципиальное изменение– это в документах, наделяющих исключительными полномочиями. В данном случае только наличие нормативно-правовых актов Президента
или Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ устанавливаются исключительные полномочия.
С учетом изложенного можно констатировать, что государственные контракты, заключенные по основаниям п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, будут
обоснованными для субъекта Федерации только при наличии соответствующего Закона субъекта Федерации.
В принятом Законе о контрактной системе уделяется большое внимание единственному поставщику в части планирования, обоснования, как цены, так и выбора способа определения поставщика –единственного поставщика.
Если рассмотреть более подробно, то это ст. 21 За-коне о контрактной системе, определяющая требования к планам-графикам. Пунктом 8 указанной выше статьи определена возможность за Правительством РФ о включении в планы-графики информации об отдельных закупках, предусмотренных ч. 1 ст.93 Закона о контрактной системе. Рассматриваемая норма вводится в силу с 1 января 2015 г.
Кроме того, при осуществлении закупки у единственного поставщика в случаях, предусмотренных п. 1–3, 6–8, 11–14, 16–19 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки.
Часть 4 ст. 93 Закона о контрактной системе обязывает заказчика размещать расчет и обоснование цены контракта.
Сохраняется требование и в части уведомления контрольного органа в сфере закупок об осуществлении закупки по основаниям, предусмотренными п. 6 и 9 ч. 1 ст. 93Закона о контрактной системе.
Все вышеизложенное влечет за собой серьезные проработки действующего законодательства.
Заключение устных договоров с поставщиками
Если с определением поставщика на основании п. 6ч. 1 ст. 93 Закона о контракт-ной системе более или менее все понятно, то с возможностью заключения договоров с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в устной форме (ст. 34 Закона о контрактной системе), скорее всего, будут возникать сложности как у заказчиков, так и у контролирующих органов. Остановимся на этом немного подробнее.
Договор – это разновидность сделки, как правило,двусторонней. Для заключения договора необходимо выражение согласован-ной воли двух сторон (в некоторых случаях трех и более). Согласно ст. 158–159ГК РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явно свидетельствует его воля совершить сделку. Сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная форма, может быть совершена устно.
Как правило, устно совершаются сделки, совершаемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность. Здесь следует обратить внимание на ст.161 ГК РФ, которая императивно устанавливает, что сделки юридических лиц между собой и с граждан-ми должны совершаться в простой письменной форме. Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, а в случаях, прямо указанных в законах, несоблюдение простой письмен-ной формы сделки влечет ее недействительность. Налицо противоречие.
Между тем согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе, судебная же практика в подобных случаях, по нашему мнению, традиционно будет опираться на положения ГК РФ.
Но приведенное выше – это только видимая часть айсберга, а в подводной осталось привлечение к административной ответственности виновных лиц в случаях выявления нарушений в этой части.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должно быть указано время, место, событие и т. д. административного правонарушения. Диспозиция ст.7.29 КоАП РФ выглядит следующим образом «Принятие должностным лицом… решения о способе размещения заказа…» (ч. 1) или так «Принятие должностным лицом…. решения о размещении заказа иным способом…» (ч. 2). Таким образом, по всей видимости, законодатель в ближайшее время будет вносить изменения в соответствующие положения КоАП РФ, в противном случае в правоприменительной практике будут возникать сложности как с доказательственной базой, так и в части терминологии (т. е. что считать временем совершения, что местом и т. п.).
Кроме того, следует обратить особое внимание на разделение в Законе о контрактной системе понятий идентичности и однородности (ст. 22). |