|
Подборка ответов эксперта по актуальным вопросам 44-ФЗ
Ольга Беляева
Доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
|
|
По материалам издания «Аукционный вестник» №175, 174 2014г.(www.auctionvestnik.ru)
|
Если извещение о контракте с единственным поставщиком до 100 тыс. руб. на общероссийском сайте не размещается, существует ли какая-то отчетность по данному виду контрактов?
Да, конечно, существует.Во-первых, заказчик обязан составить отчет при заключении такого контракта. Отчет составляется в произвольной форме, в нем заказчик обязан обосновать цену и существенные условия контракта, а также невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Во-вторых, при исполнении контракта заказчик также обязан составить отчет в порядке и по форме, установленной постановлением правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1093.
В-третьих, заказчик сдает квартальную статистическую отчетность в соответствии с приказом Росстата от 18.09.2013 г. № 374 (сведения о закупках малого объема).
Наше бюджетное учреждение проводит акцию «Посылка солдату». К сожалению, не могу разобраться, «отправка посылок» – это заключение контракта с единственным поставщиком–монополистом, или отправку нужно выставлять на запрос котировок (28 посылок – это 14 тыс. руб.)? Какой метод обоснования НМЦК в таком случае использовать?
К сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги общедоступной почтовой связи, среди которых есть «пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей)» (см. п. 1 перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, утв. постановлением правительства РФ от 24.10.2005 г. № 637).
Согласно правилам оказания услуг почтовой связи, утв. постановлением правительства РФ от 15.04.2005 г. № 221, максимальный вес бандероли составляет 2 кг, в ней пересылаются малоценные печатные издания, рукописи, фотографии. Посылка имеет предельный вес 20 кг, в ней пересылаются предметы культурно-бытового и иного назначения.
Таким образом, ответ на Ваш вопрос, в первую очередь, зависит от того, относится «Посылка солдату» к бандеролям или к посылкам. В первом случае Вы заключаете контракт с монополистом (ФГУП «Почта России»), во втором можно воспользоваться п. 4 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ или провести запрос котировок. Основным методом обоснования НМЦК всегда является метод сопоставимых рыночных цен; если же речь о регулируемых тарифах для монополистов, то тарифный метод.
31 октября 2013г. распоряжением правительства РФ № 2019-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме. Какие товары тогда можно закупать запросом котировок у единственного поставщика (до 100 тыс. руб.)? Имеет ли заказчик право провести запрос котировок, если товар указан в данном перечне, и сумма закупки составляет 150 тыс. руб.; или заключить контракт с единственным поставщиком на сумму 5 тыс. руб.?
Хочу обратить внимание, что вопросы, аналогичные Вашему, поступали в редакцию неоднократно еще в прошлом году (см. «Аукционный вестник» № 169 от 29.11.2013 г.). На тот момент я отвечала на них, опираясь на практику применения закона № 94-ФЗ в части выбора между электронным аукционом, с одной стороны, и более простыми процедурами, с другой. Сейчас никакой проблемы с этим уже нет в связи с новой редакцией части 2 ст. 59 закона № 44-ФЗ, в ней теперь прямо указано, что товары, работы, услуги, которые включены в «аукционный перечень», можно закупать путем запроса котировок, запроса предложений и у единственного поставщика с учетом требований, установленных законом № 44-ФЗ. Собственно говоря, такая практика была и раньше, просто в бытность закона № 94-ФЗ она основывалась на многочисленных разъяснениях Минэкономразвития России и ФАС России, а сейчас получила законодательное закрепление.
Так что закупки, перечисленные в Вашем вопросе, возможны, несмотря на включение товара в «аукционный перечень».
Согласно закону № 44-ФЗ, организация может 5% средств от годового объема закупок проводить по договорам без торгов. Но при этом даже мелкий ремонт автомобилей и покупку запчастей нужно проводить через электронный аукцион (согласно распоряжению правительства РФ от 31.10.2013 г. № 2019-р). Возникает вопрос: на что же можно использовать эти 5%?
В новой редакции части 2 ст. 59 закона № 44-ФЗ сейчас указано, что товары, работы, услуги, которые включены в «аукционный перечень», можно закупать путем запроса котировок, запроса предложений и у единственного поставщика при соблюдении условий, установленных законом (например, ограничение по 5%).
Во всех ли случаях заключения контракта с единственным поставщиком по закону № 44-ФЗ необходимо обоснование начальной (максимальной) цены контракта? Большая часть наших бюджетных учреждений имеет минимальный бюджет. Цена одного контракта может составлять 5-10 тыс. руб., при этом речь зачастую идет о приобретении каких-либо сложных товаров (книг, сувениров для участников творческих конкурсов, материалов для изготовления костюмов и декораций). Непонятно, где именно, в какой форме и в какие сроки должна быть размещена информация о цене контракта, ведь до 100 тыс. руб. извещение о контракте не размещается в информационной системе.
Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подлежит обоснованию во всех случаях без исключений (ст. 22, ч. 3 ст. 93 закона № 44-ФЗ). Информация об обосновании цены контракта включается в отчет, составляемый в произвольной форме при заключении контракта. Размещать этот отчет где-либо не нужно, его следует хранить вместе с контрактом.
Подпадаем ли мы под п. 5 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе (закупки у единственного поставщика до 400 тыс. руб.)? Мы являемся государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования. Этот пункт в новой редакции выглядит иначе и, как нам кажется, нам подходит, но очень хотелось бы получить от Вас профессиональную оценку.
Спешу Вас обрадовать: действительно, сейчас исправлена досадная ошибка, ранее содержавшаяся в приведенной Вами норме. Сейчас образовательные учреждения могут осуществлять закупки у единственного поставщика до 400 тыс. руб. с соблюдением ограничений (не более 50% от годового объема закупок и не более 20 млн руб.).
Если государственный (муниципальный) заказчик заключает договор подряда с физическим лицом, необходимо ли обосновать цену контракта?
Да, исключений по вопросу обоснования цены законом № 44-ФЗ не предусмотрено.
Нужно ли обосновывать цену государственных (муниципальных) контрактов на сумму до 100 тыс. руб. и до 400 тыс. руб.?
Да, нужно. Это требование закреплено в ст. 22 и в ч. 3 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Причем обосновывать Вы обязаны не только цену, но также невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), иные существенные условия контракта (ч. 3 ст. 93 закона № 44-ФЗ).
Бюджетное учреждение до 31.12.2013 г. не разместило положение о закупке, хотя должно было это сделать, согласно закону № 223-ФЗ (сайт был перегружен и прикрепить положение не было возможности). Можно ли учреждению в 2014 г. разместить положение на официальном сайте и работать в соответствии с законом № 223-ФЗ?
Норма части 25 ст. 112 закона № 44-ФЗ, посвященная размещению положений о закупке бюджетными учреждениями, претерпела существенные изменения. Так, Вы вправе разместить свое положение о закупке в срок до 1 апреля 2014 г. Как только положение будет размещено на официальном сайте, Вы можете переходить к его применению в своей деятельности.
Является ли плата за обучение (в рамках муниципального задания) учащихся в детской школе искусств средствами от иной приносящей доход деятельности бюджетного учреждения в контексте ст. 15 закона № 44-ФЗ?
Да, конечно, является.
|