№20 Аналитический обзор изменений в Закон о контрактной системе от 04 июня 2014г.
17.06.2014, 23:50
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Основные изменения, внесенные Федеральным законом № 140-ФЗ от 4 июня 2014 года
О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Автор: эксперт портала 44-onlineКосарев К.М.
Статья
Что меняется
Последствия
Ст.3, п.16)
Вводится определение «совокупного годового объема закупок» (СГОЗ)
Применяется при определении:
объема закупок у субъектов малого предпринимательства (ст.30 - 15% от СГОЗ);
создания контрактной службы (ст.38 – СГОЗ >100 млн.);
определения лимита на запрос котировок (ст.72 -10% от СГОЗ);
закупки у единственного поставщика (п. 4) и 5) ч.1 ст.93 - 5% и 50% соответственно от СГОЗ)
Ст.22, ч.9.1
Случаи применения проектно-сметного метода определения НМЦК дополнены текущим ремонтом зданий, строений, сооружений, помещений
Применение проектно-сметного метода определения НМЦК при проведении текущего ремонта зданий, строений, сооружений, помещений позволит в этих случаях проводить расчет на основе сметы. В большинстве случаев именно так осуществляется ценобразование по текущим ремонтам.
Работы по благоустройству и обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры не упомянуты в тесте изменений. Однако, в некоторых случаях есть возможность также рассматривать эти работы как текущий ремонт сооружений. В понятие «сооружение» входят и коммуникации, и дороги, и объекты инфраструктуры. Такое достаточно широкое определение сооружений дает, например, ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ОК 013-94. Содержание текущего ремонта определяется сметой.
Ст.30
Дополнены отдельные положения ст.30 о закупках у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально - ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО)
Уточнен порядок расчета 15-ти процентного объема закупок у СМП и СОНКО. Для статьи 30 установлен особый порядок определения СГОЗ. Дан перечень закупок, которые не учитываются при определении СГОЗ:
для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
услуг по предоставлению кредитов;
у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе;
работ в области использования атомной энергии;
при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Еще ряд изменений в этой области:
детализирован порядок привлечения СМП и СОНКО в качестве субподрядчиков исполнителем по госконтракту и учета этих закупок в 15%;
установлено, что декларация участника является надлежащим подтверждением статуса СМП и СОНКО;
в контракт с СМП и СОККО обязательно включается условие об оплате в течение 30 дней после подписания акта приемки по контракту или этапу контракта.
Ст.34, ч.15
Часть 15 Статьи «Контакт» изложена в следующей редакции: «При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 26, 28 и 29 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.»
Существенно расширен перечень оснований, когда обязательные требования к содержанию контракта (ответственность поставщика и др.), установленные ст.34, могут не применяться. Например, теперь не обязательно включать все обязательные положения в контракты с коммунальными монополистами, что вызывало обоснованные сложности для заказчиков.
Уточнено, что в перечисленных случаях (в т.ч. «малых» закупках до 100 т.р.) контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной для сделок ГК РФ. Глава 28 ГК РФ предусматривает заключение договоров («контрактов» – в терминологии 44-ФЗ) путем направления оферты и ее акцепта. Формы этих юридически значимых действий многообразны. К ним относится оплата по счетам, оплата из подотчетных средств и другие случаи, когда двусторонний письменный договор не оформляется.
Ст.72-74
Внесены изменения в статьи 72, 73, 74, которые регулируют вопросы проведения запроса котировок.
Лимиты на запрос котировок согласно ч.2 ст.72 в новой редакции будут считаться от СГОЗ, определение которого теперь дано в статье 3. Сами лимиты остались те же – 10% от СГОЗ и 100 млн. В новой редакции присутствует союз «и», который подчеркивает одновременность этих условий. Порядок проведения запроса котировок дополнен отдельными оговорками о возможности подачи и рассмотрения заявок, подаваемых в форме электронного документа.
Ст.93, ч.1, п.4)
«4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.»
Заказчик имеет право выбрать лимит 5% или 2 млн. руб. на годовой объем «малых» закупок до 100 т.р. у единственного поставщика.
Вариант А
5% от СГОЗ
Не более 50 млн. руб.
Вариант Б
2 млн. руб.
Указанные ограничения годового объема закупок, как и ранее не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
Согласно ст.2 140-ФЗ данное изменение вводится в действие «задним числом» с 01.01.2014. Таким образом, применять Вариант Б «малобюджетникам» можно уже с начала года.
Ст.93, ч.1 пп.14),20), 21), 32), 35),36), 37)
В текст закона включены дополнительные основания для осуществления закупки у единственного поставщика
Новые основания закупок у единственного поставщика касаются специфических случаев. Наиболее важным и распространенным является получение банковской гарантии бюджетным учреждением. Зачем сделано такое уточнение и почему эта норма не действует для других заказчиков требует уточнения.
Ст.93, ч.3
Обязанность обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) отменена для случаев закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренных пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36 части 1 статьи 93.
Формирование отчета с обоснованием невозможности или нецелесообразности закупки иным способом, обоснованием цены и существенных условий контракта не требуется для большинства закупок у единственного поставщика, в т.ч. при закупках до 100 и 400 т.р. по п. 4), 5) ч.1 ст.93, соответственно.
Ст.93, ч.4
«При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, не требуется».
Расширен перечень исключений. Не требуется включать в контракт с единственным поставщиком расчет и обоснование цены контракта в тех же случаях закупки у единственного поставщика, которые указаны в предыдущей части. Это пункты 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36 части 1 статьи 93.
Ст.94
Существенно сокращен перечень закупок, в которых требуется внешняя экспертиза исполнения контракта (этапа контракта). «Результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4 или 5 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона), информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе».
Внешняя экспертиза не проводится в случаях:
предусмотренных пунктами 1 - 9, 14, 15, 17 - 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 - 30, 32, 33, 36 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;
осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;
если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.
Новая редакция применяется с 01.01.2014.
Отчет по контракту (этапу контракта) в соответствии с ч.9 ст.94 не требуется для контрактов до 100 и 400 т.р.