Урок 28. "Как мы проводим малые закупки у единственного поставщика
Право осуществить закупку малого объема (или прямую закупку) у единственного поставщика закреплено за заказчиком в Законе о контрактной системе. Вместе с тем, при кажущейся простоте и удобстве данного способа, возникает ряд вопросов насчет закупок малого объема, на которые я советую обратить внимание.
Кто такие единственные поставщики и как они определяются? Определение единственного поставщика, с которым будет заключен контракт малого объема в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, осуществляет сам заказчик. Поставщик может только обеспечить свое соответствие критериям выбора заказчика, например, предлагать оптимальные для него условия (разумеется, не договариваясь предварительно), иметь добросовестную репутацию и перечень аналогичных заключенных контрактов в своем опыте.
При выборе поставщика советую не игнорировать, как многие заказчика считают, мелочи. Например, общественное внимание было обращено на закупку районной больницы в селе Красный Яр Самарской обл.: 90 тыс. рублей за 300 тепличных цветов. Активистами Общероссийского Народного Фронта установлено, что реальная цена закупки - около 50 тыс. рублей. В результате началась проверка всей закупочной деятельности заказчика.
Необходимо ли единственному поставщику предоставлять обеспечение контракта при закупке малого объема? Закон оставляет вопрос требования обеспечения на усмотрение заказчика в отношении закупок малого объема, равно как и в отношении некоторых других случаев закупки у единственного поставщика. Мы данное требование не устанавливаем.
В п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ конкретизировано, что сумма закупки у единственного поставщика не должна превышать 100 тысяч рублей. При этом годовой объем закупок на основании данного пункта не должен составлять более 2 миллионов рублей в общем годовом объеме, или не должен превышать 5% совокупного годового объема всех закупок, и составлять более чем 50 миллионов рублей. Закон, согласно ст. 93 Закона №44-ФЗ, также не обязывает заказчика прилагать к проекту контракта обоснование цены. Вместе с тем, необходимость ее обоснования предусмотрена 22 статьей Закона №44-ФЗ, которая не содержит исключений относительно закупок малого объема. Ввиду подобной неоднозначности со стороны законодателя, я всё таки рекомендую заказчикам обосновывать цену и оформлять данное обоснование, в качестве отдельного документа для контролеров. Мы обосновываем цену путем запроса о предоставлении ценовой информации, получаем коммерческие предложения и рассчитываем среднюю цену в калькуляторе НМЦК на портале 44-online. В самом контракте при этом прописывать обоснование цены необязательно.
На практике игнорирование этой нормы приводит к весьма негативным последствиям. Например, станция по борьбе с болезнями животных из Ненецкого АО покупала клетки для животных. Для собак - за 75 тыс. рублей за штуку, для кошек - за 70 тыс. Явно завышенная стоимость закупки привлекла внимание контролёров территориального управления ФАС. В ходе изучения документов выяснилось, что обоснование цены проводилось на основании одного коммерческого предложения представленного ИП Колесовой. Изучениt реальной стоимости показало, что цена клеток завышена в 2,5 раза, в итоге должностное лицо заказчика было привлечено к ответственности. По моей практике, если бы заказчик предоставил на момент запроса три коммерческих предложения, то контролёры даже бы и не принялись изучать рынок.
Напоминаю, что в соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона № 44-ФЗ в реестр контрактов, в том числе, не включается информация о контрактах, заключенных с единственным поставщиком на сумму до 100 тысяч рублей.
Дробление закупки – ещё один хитрый приём, который используют заказчики для возможности приобрести товары, работы, услуги в рамках п.4 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Советую Заказчикам принять во внимание, что искусственное «дробление» закупки может быть признано методом ограничения конкуренции. Закон №44-ФЗ прямо не запрещает заключить на протяжении, допустим, полугода, два, пять или десять контрактов с одним и тем же поставщиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93, то есть, совершить множество закупок малого объема, не превышая максимальный лимит. Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 24 закона о контрактной системе, заказчик не может совершать действий, приводящих к необоснованному ограничению числа участников закупок. Искусственное дробление закупки на множество мелких, вместо того, чтобы провести конкурентную процедуру на закупку большого объема, при определенных условиях, может быть признано контролерами таким ограничением конкуренции.
Пример такой ситуации (решение Центрального районного суда г. Читы от 04.12.2015 по делу №12-1133/2015): государственное казенное учреждение на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 заключило 50 лицензионных договоров на использование программных модулей. Цена каждого договора не превышала 100 тысяч рублей, общая сумма закупок составила 5,6 миллионов рублей. Проведя проверку, Забайкальское УФАС пришло к выводу, что подлинной потребностью заказчика была автоматизированная система, в которую каждый из этих модулей встраивается, и по отдельности они не выполняют свои функции. Таким образом, УФАС установило, что заказчик был обязан провести конкурентную процедуру определения поставщика на единый объект закупки, автоматизированную информационную систему стоимостью 5,6 миллионов рублей, и нарушил закон, осуществив 50 мелких закупок у единственного поставщика. |