44-online
Добавить в избранное
Информационно-аналитический портал по контрактной системе
Подписка на ресурсы Вопросы о подписке
Меню сайта
Ресурсы по подписке
Консультация 44 онлайн
» 2020 » Август » 04 » Изменения в законе об электронной подписи

Изменения в законе об электронной подписи

Вышедший 27.12.2019 года закон 476-ФЗ предполагает внесение значительных корректировок в закон об ЭП 63-ФЗ. Поправки подразумевают существенное увеличение списка требований, предъявляемых к аккредитации удостоверяющих центров. Разработанные Госдумой коррективы коснулись и нюансов в схеме выдачи квалифицированных сертификатов. Причем описанные изменения будут осуществляться не сразу, а постепенно. Ряд из них в настоящий момент вступили в силу. Ознакомиться с нововведениями в законодательных актах следует всем, так как они затронут руководителей и рядовых сотрудников.

Нововведения для удостоверяющих центров

Требования к УЦ существенно ужесточились. Среди нововведений — уменьшение периода аккредитации до 3 лет. Чтобы получить аккредитацию, следует располагать минимальной суммой собственных денег не менее 1 миллиарда рублей или же 500 миллионов рублей, но в том случае, когда представительства имеются как минимум в 62 регионах России.

В закон вошли и другие требования:

  • увеличение суммы страховых средств УЦ до 100 миллионов рублей;
  • возможность применения Уголовного кодекса в отношении сотрудников УЦ при невыполнении функций УЦ либо нарушении порядка их выполнения;
  • досрочное прекращение аккредитации УЦ влечет за собой отсрочку в получении новой сроком на 3 года.
Вносимые поправки приведут к значительному уменьшению числа удостоверяющих центров. В настоящий момент их порядка 500, однако эксперты прогнозируют снижение их количества в РФ до 20. Не прошедшие аккредитационную процедуру по новым требованиям УЦ смогут выдавать ЭП до 01.07.2021 года.

Зарубежная ЭП

Если электронная подпись сформирована согласно правовым нормам иного государства и международным стандартам, она будет считаться равноценной усиленной ЭП. Ее применение допускается в ситуациях, регламентированных международными и российскими договорами.

Новый порядок подписания цифровой документации

Внесены корректировки и в порядок подписания цифровой документации с использованием КЭП.

В том случае, когда подпись ставится физлицом, которое не может действовать от чьего-либо имени, подходит обычная КЭП для физлиц. Достаточно той, которая подготовлена с использованием квалифицированного сертификата, оформленного любым аккредитованным УЦ.

Однако, если документация подписывается физлицом, действия которого имеют связи с действиями иных физлиц и компаний, следует добавить электронную доверенность.

Еще более сложной выглядит ситуация с подписанием документов от имени юридического лица. Тогда следует применять КЭП юрлица с квалифицированным сертификатом, сформированным ФНС. Владельцем сертификата должно быть физическое лицо, которое действует от имени компании без доверенности.

Если же физлицо осуществляет действия по доверенности от имени ИП либо компании, цифровую документацию нужно подписывать квалифицированной ЭП физлица. При этом нужно в обязательном порядке приложить цифровую доверенность с подписью юрлица либо ИП, где владельцем сертификата обозначено физическое лицо, осуществляющее действия от имени ИП либо компании без доверенности.

Оформление сертификатов ЭП

По новым правилам при выдаче сертификата ЭП процедура установления личности получателя будет заменена на идентификацию заявителя.

Есть изменения и касательно списка обязанностей и полномочий доверенных лиц удостоверяющих центров. Раньше допускалось принимать заявление и вручать готовые сертификаты ЭП лишь при условии личной идентификации личности заявителя. По измененным правилам, которые в скором времени станут обязательными для всех, доверенному лицу УЦ разрешено принимать заявления лишь от будущего обладателя сертификата электронной подписи, выдать же сертификат допускается только ему и никому больше.

Корректировки коснулись и перечня документов, которые нужны со стороны заявителя. Доверенность заменена документом, позволяющим заявителю осуществлять действия от имени юридического лица без доверенности либо же от имени государственного органа.

Изучив сведения, указанные в выданном квалифицированном сертификате, заявителю следует подтвердить факт ознакомления, подписавшись квалифицированной или же простой ЭП. Для этого нужно соблюсти ряд условий:

  • КЭП оснащена действующим в настоящий момент времени квалифицированным сертификатом;
  • ключ простой ЭП оформлен в соответствии с правилами применения ПЭП при обращении за получением госуслуг в цифровом формате.
Выдача квалифицированных сертификатов прошедшими аккредитацию УЦ будет осуществляться бесплатно или же за плату, размер которой устанавливает правительство РФ. К сертификату должен быть приложен идентификатор, показывающий, каким именно способом проводилась идентификация заявителя: лично либо удаленно.

Требования к сертификатам для юридических лиц

До этого от владельца сертификата требовалось обозначить наименование компании, чтобы получить сертификат. Новые правила гласят: можно обозначить лишь физлицо, действующее от имени компании по доверенности.

Формирование и проверка ЭП в автоматическом порядке в информсистемах проводились лишь для спецсертификатов, которые в дальнейшем применялись при оказании государственных либо муниципальных услуг. Нововведения дадут разрешение на использование обезличенных сертификатов для юридических лиц. При этом есть необязательное условие обозначить физическое лицо как второго владельца.

На данный момент применение подписей без указания физлица-владельца допускается лишь в системе межведомственного электронного взаимодействия. Планируется распространить сферу их применения на любое автоматизированное подписание документации. Сюда входят и материалы технологического характера, подготавливаемые в автоматическом режиме в информсистемах.

Требования к сведениям ЭП

Внесены дополнения к информации об электронной подписи. После проверки ЭП должны выдаваться следующие сведения:

  • данные о подписании документации ЭП;
  • конкретный номер выданного сертификата;
  • сведения о лице, владеющем сертификатом;
  • срок, в течение которого действует сертификат.

Облачные технологии

Дано законодательное обоснование внедрению технологии облачной электронной подписи. За счет этого у удостоверяющих центров появится возможность:

  • гарантировать сохранность ключа ЭЦП, а также его надежную защиту от несанкционированного применения;
  • формировать в автоматическом режиме квалицированную ЭЦП на базе хранимого ключа;
  • уведомлять владельца сертификата о проводимых с ключом манипуляциях.
Однако при этом удостоверяющий центр будет вынужден взять на себя и ряд обязательств. В их числе необходимость обеспечить надлежащую техоснащённость и нести финансовую ответственность за возможные убытки, грозящие владельцу квалифицированного сертификата при несанкционированном применении ключа.

Новая терминология

Вводится понятие института доверенных третьих лиц, сокращенно именуемого ДТС. На организацию возложены полномочия проводить проверку электронных подписей в цифровой документации, а также выдавать документ о результатах проверки. Организации, подающие заявку на статус ДТС, должны отвечать тем же требованиям, что и аккредитованные УЦ.

Также вводится термин метки доверенного времени. Под ним подразумевают сведения в цифровом формате касательно даты и времени подписания документа с использованием электронной подписи.

До 2022 года механизм функционирования электронной доверенности должен быть отлажен полностью. При этом конкретные формы планируется публиковать на веб-ресурсах операторов государственных и муниципальных систем, Центробанка РФ. Также подходит форма, которую издает Минкомсвязи на едином портале государственных и муниципальных услуг.

Сроки вступления нововведений в силу

Внесенные в закон коррективы должны вступить в действие постепенно — на протяжении 2 лет. При этом для ряда из них сроки были перенесены. С 1.07.2020 года вручение квалифицированного сертификата допускается лишь при условии личного присутствия его обладателя. В скором времени планируется применение биометрии.

С 1.07.2021 года удостоверяющим центрам будет разрешено оформлять ЭП лишь при условии прохождения аккредитации согласно новой схеме.

С 1.07.2022 года вступают в силу такие корректировки:

  • электронная подпись юрлица станет доступна для оформления лишь для руководства фирм, всем прочим работникам можно будет получить лишь ЭП физлица;
  • в процессе подписания документации в цифровом формате сотрудникам нужно будет соблюсти требование — обязательно приложить доверенность в цифровом формате;
  • подпись юрлица разрешено применять при автоматизированном подписании каждому из сотрудников компании;
  • многие удостоверяющие центры потеряют аккредитацию;
  • руководителям юрлиц выдачу ЭП будут осуществлять Центробанк, ФНС и Казначейство. В остальных случаях такие полномочия имеют все прочие прошедшие аккредитацию УЦ.
Перезвоните мне

НМЦК онлайн
Калькулятор НМЦК. Расчет и обоснование НМЦК по приказу №567. Форма и протоколы.
Архив записей
Copyright © 2013 — 2020