Обоснование НМЦК
Постатейный анализ методики Минэкономразвития
Раздел II. Обоснование НМЦК
Раздел II Методики содержит общее определение и перечень этапов процедуры обоснования НМЦК. Необходимо уточнить, откуда вообще вытекает обязанность делать это обоснование. Обоснование НМЦК являются составной частью обоснования закупок. Это новация предусмотрена ст.18 Закона о контрактной системе. Обоснование закупок заключается в установлении соответствия планируемой закупки общим целям и принципам осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений. Требования по обоснованию закупки вступают в силу поэтапно.
С 01.01.2014 действует ст.22 Закона о контрактной системе, которая посвящена вопросам обоснования НМЦК. В ч.1 данной статьи содержится указание на обязанность заказчиков по определению и обоснованию НМЦК. Содержание статьи не раскрывает, в чем разница между «определением» и «обоснованием». Единственным нормативным источником, который дает ответ на этот вопрос, является Методика. Методика вместо термина «определение» иногда использует слово «расчет». По смыслу документа значение их одинаково, и система обоснования по Методике следующая:
№п/п
|
Этапы обоснования
|
1
|
Определение (расчет) НМЦК предусмотренными ст.22 методами
|
2
|
Формирование отчета
|
3
|
Формирование пакета подтверждающих документов
|
4
|
Организация хранения созданных на этапах 2-3 документов
|
Такое организационное оформление обоснования НМЦК основано на требованиях п.2.1 Методики, где перечислены эти этапы. Отдельно указано на обязанность по хранению документов, включая снимки экрана - «скриншоты». Таким образом, скриншоты с указанием даты и времени их формирования официально включены в перечень документов и деловую практику фиксации информации с Интернет-сайтов. Если в качестве ценовой информации использовались сведения реестра контрактов официального сайта zakupki.gov.ru, можно ограничиться реквизитами документа, т.е. реестровым номером закупки. Это вытекает из официального характера сайта и долгосрочности доступа к хранимой там информации. Такую возможность дает п.2.1 Методики. Выбор в пользу скриншотов или реквизитов нужно делать с учетом статуса Интернет-ресурса.
По срокам хранения документов Закон о контрактной системе не содержит общих положений. Имеются специальные нормы для конкурса (ч.15 ст.53) и аукциона (ч.13 ст.90) о трехлетнем сроке хранения закупочной документации. В отношении других процедур должны применяться общие правила о сроках хранения управленческой документации в организации.
Методика понимает процедуру обоснования достаточно широко. Фактически, отдельные этапы этой процедуры соответствуют обязанностям заказчика на этапе планирования закупки. Это объясняется тем, что в соответствии со ст. 21 (вступает в силу с 01.01.2015) Закона о контрактной системе, обоснование НМЦК выполняется на этапе формирования плана-графика. Сумма НМЦК включается в план-график. В перечне мероприятий по обоснованию (п.2.2.), мы выделили отдельные этапы с целью структурировать эту работу.
Пункт
|
Требования
|
Комментарий
|
2.2.1
|
Определить потребность в конкретном товаре, работе, услуге, обусловленную целями осуществления закупок в соответствии со статьей 13 Федерального закона N 44-ФЗ.
|
Осуществляется заказчиком на этапе планирования при составлении плана-графика.
|
2.2.2
|
Установить перечень требований к товарам, работам, услугам, закупка которых планируется, а также требований к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
|
Осуществляется заказчиком на этапе планирования при составлении плана-графика.
|
2.2.3.
|
Провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации, в том числе использование которых предусмотрено настоящими Рекомендациями, в целях выявления имеющихся на рынке товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям, определенным в соответствии с пунктом 2.2.2 настоящих Рекомендаций.
|
Осуществляется заказчиком на этапе планирования при составлении плана-графика.
|
|
Сформировать описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
|
Осуществляется заказчиком на этапе планирования при составлении плана-графика.
|
2.2.5
|
Проверить наличие принятых в отношении планируемых к закупке видов, групп товаров, работ, услуг:
2.2.5.1. нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, локальных нормативных актов государственной корпорации "Росатом", которыми устанавливаются порядки определения НМЦК в соответствии с частью 22 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ;
2.2.5.2. актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих исчерпывающие перечни источников информации, которые могут быть использованы для целей определения НМЦК;
2.2.5.3. правовых актов о нормировании в сфере закупок, принятых в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 44-ФЗ.
|
Является первым практическим этапом обоснования. Нормативные акты, которые устанавливают особый порядок обоснования НМЦК, еще не приняты. Очевидно, ближайшим событием в этой области будет вступление в силу с 01.07.2014 ст. 19 Закона о контрактной системе о нормировании. В настоящее время уже имеется проект ПП, который вводит в действие систему нормирования, т.е. систему предельных цен на определенные группы товаров, работ, услуг. Согласно ст.22 в этом случае расчет НМЦК в соответствие с ч.7 ст.19 будет производиться нормативным методом.
|
2.2.6
|
В соответствии с установленными статьей 22 Федерального закона N 44-ФЗ требованиями определить применимый метод определения НМЦК или несколько таких методов.
|
Кроме нормативного, ст.22 установлен еще ряд методов, которые применяются в отдельных случаях. Подробнее о них говорилось в первой публикации. Если закупка не подпадает ни под один из них, применяется основной метод сопоставимых рыночных цен.
|
2.2.7
|
Осуществить соответствующим методом определение НМЦК с учетом настоящих Рекомендаций.
|
Это наиболее сложный и трудозатратный этап – этап расчета.
|
2.2.8.
|
Сформировать обоснование НМЦК в соответствии с пунктом 2.1 настоящих Рекомендаций. Рекомендуемая форма обоснования НМЦК приведена в приложении N1 к настоящим Рекомендациям.
|
Результатом обоснования является документ, в котором отражены действия заказчика и результат. Методикой рекомендована соответствующая форма. Однако, объемную по своей структуре информацию по анализу рынка и сами расчеты поместить в эту форму достаточно сложно. В этом случае можно оформить эти данные как приложения к форме. Они послужат для с цели выполнения требований п.2.1, о которых говорилось выше.
|
Мы подошли непосредственно к расчету НМЦК. Особенности расчета методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) будут рассмотрены в следующей публикации.
|