223-ФЗ становится законом о закупках отдельными, в буквальном смысле, юридическими лицами
Автор: Косарев К.М., руководитель порталов 223-online, 44-online
Унитарные предприятия
В закон 44-ФЗ О контрактной системе в последние дни декабря внесено изменение, которое поставило точку в ожиданиях и сомнениях, что будет с унитарными предприятиями. В базовый пункт закона, определяющий сферу его действия, внесена оговорка. В 44-ФЗ не войдут только "согласованные" отдельным списком наиболее значимые федеральные унитарные предприятия. Изменения внес Федеральный закон 474-ФЗ от 28 декабря 2017 года.
В этот перечень войдут ФГУПЫ, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации. Перечень еще не утвержден, но само появление в законе о закупках такого органа, как Администрация Президента - показательно.
Другие унитарные предприятия смогут закупать с нового года по 223-ФЗ, только в двух в случаях, указанных в части 2.1 статьи 15 - за счет грантов и как исполнители по госконтракту для привлечения субисполнителей, субподрядчиков, поставщиков для целей исполнения такого контракта.
Таким образом, обычные, нестратегические ГУПы, МУПы, казенные предприятия все же перешли на новые рельсы. С 2012 года они учились и настраивали, нередко силами одного специалиста, закупочную деятельность по 223-ФЗ. И вот - новая перестройка. Унитарные предприятия были самыми "массовыми участниками закона 223-ФЗ. Для кого же теперь будет работать закон О закупках отдельными видами юридических лиц?
Хозяйственные общества с участием Российской Федерации, субъектов РФ
Это экономически значимая, но немногочисленная группа предприятий. Пакеты акций федеральных АО ( теперь ПАО) уже давно продаются на аукционах в порядке ФЗ "О приватизации государственного имущества". Те, же кто сохранил акционера в виде РФ - в большинстве случаев имеют стратегическое значение в области обороноспособности, безопасности, ресурсообеспечения, инфраструктуры страны. Экономические ресурсы позволяют этим предприятиям выстраивать на базе 223-ФЗ практически собственные системы закупок.
Региональные АО и ООО тоже можно назвать стратегическими на уровне своего региона. Перечень таких обществ, например, утвержден в Санкт-Петербурге Постановлением от 29 июля 2014 года N 667 "О порядке представления интересов Санкт-Петербурга на общем собрании участников (акционеров), в совете директоров (наблюдательном совете) отдельных хозяйственных обществ, участником (акционером) которых является Санкт-Петербург". В нем на 2015 год всего 28 позиций, сейчас уже меньше.
Основные группы обществ с участием Санкт-Петербурга это организации коммунального комплекса (ТЭЦ, электрические сети и др), объекты транспортной инфраструктуры (аэропорты, порты, автодорожное хозяйство), спортивные и культурно-зрелищные комплексы. На уровне Санкт-Петербурга данные общества экономически и политически значимы, обладают большими возможностями для организации и правового обеспечения закупочных процессов. Они могут играть по своим правилам, имея находя баланс с властями и контролирующими органами.
Cубъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов
Эти субъекты 223-ФЗ, как правило, созданы в форме унитарных предприятий и по этому признаку переходят на 44-ФЗ. Если они действуют в форме хозяйственных обществ (ПАО или ООО), к ним применимо все из предыдущего пункта. Закупочные процессы в каждой из естественных монополий регулировались и до появления 223-ФЗ, этот закон лишь изменил оформление существующих процедур.
Бюджетные учреждения
Той же статьей 15 44-ФЗ установлен ограниченный перечень случаев выхода бюджетных учреждений на закупки по 223-ФЗ. Основным, представляющим интерес для них, является вариант расходования средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц.
Однако, сложилась практика учредителей "не выпускать" подопечных БУ в 223-ФЗ. И с точки зрения контроля, централизации это обосновано. Кроме этого, небольшие организации не обладают ресурсами вести планирование, закупки, отчетность, и нести ответственность соответственно, по двум законам. Поэтому, даже при отсутствии ограничений учредителя, далеко не все учреждения используют возможность вести часть расходов по системе 223-ФЗ.
И тенденция усложнения системы 44-го будет уменьшать число бюджетных учреждений, желающих идти по двойной системе закупок.
Автономные учреждения
Это небольшая группа организаций, которая выполняет государственные, социальные функции, но не получает государственного задания. Они отнесены к субъектам 223-ФЗ, имеют утвержденное Положение о закупках. Если субсидии все же предоставляются - это уже 44-ФЗ. Согласно части 4 ст.15: "При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона " (44-ФЗ).
Согласно информации Комитета финансов Санкт-Петербурга, там открыты лицевые счета 18 (восемнадцати) автономным учреждениям. Этого недостаточно, чтобы создать правоприменительную практику в регионе, развивать параллельное с госзакупками направление.
Резюме
В последнее время, в Закон о закупках отдельными видами юридических лиц вносилось большое количество изменений, где звучали слова "конкретные заказчики", "по утвержденному перечню". Постепенно, 223-ФЗ стал законом о закупках отдельными, в буквальном смысле, юридическими лицами. На первоначальный каркас налепилось множество специальных оговорок, в связи с чем восприятие текста и смысла закона стало затруднительным. И новогодняя история с унитарными предприятиями, еще раз подтвердила такой подход регуляторов к этому закону.
Закон 223-ФЗ стал частным случаем Закона о контрактной системе 44-ФЗ, к которому допущены только отдельные заказчики. Перспективы работы по закону 223-ФЗ, если вы не входите в их число - неясные, неопределенные и возможно, рискованные. Для бюджетных учреждений - двойная работа и двойная ответственность. Возможно, и вам покажется бесперспективным это направление закупок?
Косарев К.М., руководитель порталов 223-online, 44-online |