Общие вопросы использования Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства: https://44-online.ru/reestr_msp_znakomstvo
Разъяснения Минэкономразития и ФНС:
Может ли быть проведена закупка у СМП, не внесенного в Реестр, если он представил декларацию? Как СМП доказывают сейчас свой статус? Действительно, такие вопросы после введения Реестра возникают. Однако, никаких изменений в закон 44-ФЗ в этой связи не вносилось. Кроме декларации права требовать дополнительные документы у участника заказчику не предоставлено.
Но обязанность проводить проверку на соответствие участника требованиям законодательства остается. Нужно учитывать ч. 8 ст. 31 Закона 44-ФЗ, обязывающую комиссию проверять соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги. Эти лица - СМП. Законодательство - Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", которым установлены правила ведения Реестра.
Об особенностях размещения в 2016 году сведений, содержащихся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, см. пункты 6 - 8 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ.
В этой связи пригодятся документы по применению Реестра для целей 223-ФЗ.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 декабря 2016 г. N Д28и-3468
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу о предоставлении разъяснений статуса субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) и сообщает.
В соответствии с пунктом 11 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 (далее - Положение), участники закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения, и привлекаемые участниками закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Положения, субподрядчики (соисполнители) из числа субъектов МСП обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам МСП путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из реестра, содержащих информацию об участнике закупки.
Таким образом, в случае отсутствия данных о юридическом лице в реестре такое юридическое лицо не сможет участвовать в закупках, участниками которых в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения являются только субъекты МСП.
В случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, в реестре МСП такие участники обязаны представлять декларации о соответствии критериям отнесения к субъектам МСП (далее - декларация) согласно статье 4 Закона N 209-ФЗ. При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 14(1) Положения заказчик вправе принять решение об отказе в допуске к участию в закупке в отношении участника закупки, сведения о котором отсутствуют в реестре МСП, или в случае непредставления таким лицом декларации.
Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ
29.12.2016
Данное разъяснение относится к закупкам у субъектов МСП по 223-ФЗ. Однако в ситуации с закупкой у СМП, вновь созданного и по этой причине не внесенного в реестр, может использоваться по аналогии в части предоставления декларации об установленных законом критериям отнесения к СМП. Критерии СМП можно уточнить в приложении ФОРМА декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства к постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (ред. от 14.12.2016) "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ" (в целом применяется только для отдельных заказчиков по 223-ФЗ).
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 декабря 2016 г. N Д28и-3439
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу о предоставлении разъяснений статуса субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) и сообщает.
В соответствии с пунктом 11 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 (далее - Положение), участники закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения, и привлекаемые участниками закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Положения, субподрядчики (соисполнители) из числа субъектов МСП обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам МСП путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из реестра, содержащих информацию об участнике закупки.
Таким образом, в случае отсутствия данных о юридическом лице в реестре такое юридическое лицо не сможет участвовать в закупках, участниками которых в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения являются только субъекты МСП, а также не может быть привлечено в качестве субподрядчика (соисполнителя) к исполнению договора участниками закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Положения.
При этом в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, в реестре МСП такие участники обязаны представлять декларации о соответствии критериям отнесения к субъектам МСП (далее - декларация) согласно статье 4 Закона N 209-ФЗ. Декларация заполняется по форме согласно приложению к Положению.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 14(1) Положения заказчик вправе принять решение об отказе в допуске к участию в закупке в отношении участника закупки, сведения о котором отсутствуют в реестре МСП, или в случае непредставления таким лицом декларации.
Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ
16.12.2016
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 18 августа 2016 г. N 14-2-04/0870@
О НАПРАВЛЕНИИ
РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО РЕЕСТРА СУБЪЕКТОВ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Управление регистрации и учета налогоплательщиков направляет разъяснения по вопросам ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр), которые необходимо использовать при подготовке ответов на обращения.
1. В силу пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ) в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Исходя из вышеуказанных положений пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ, Реестр сформирован на основе сведений за предшествующий календарный год (2015 год).
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 статьи 4 указанного Федерального закона, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено указанной статьей.
При этом положения вышеуказанных пунктов 2 и 3, касающиеся условий отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вступили в силу с 1 января 2016 года (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, впервые категория субъекта малого или среднего предпринимательства может быть изменена при формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года (при ежегодном формировании Реестра в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 статьи 4 указанного Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016 - 2018 годы).
2. В силу части 5 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанное в подпункте "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ требование в отношении суммарной доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью в целях внесения сведений о таких обществах в Реестр не учитывается при внесении сведений в Реестр в 2016 году.
3. В Реестр вносятся сведения об акционерных обществах, соответствующих условиям, установленным подпунктами "б" - "д" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ, перечни которых представляются в ФНС России ЗАО "ФБ ММВБ", Минобрнауки России, Фондом "Сколково" и Минэкономразвития России (далее - поставщики) во исполнение пунктов 1 - 4 части 6 статьи 4.1 указанного Федерального закона.
В случае несоответствия акционерного общества ни одному из вышеуказанных условий и отсутствия его в перечнях, представляемых в ФНС России поставщиками, оснований для внесения в Реестр сведений о таком акционерном обществе в настоящее время не имеется.
Начиная с 10 августа 2017 года по состоянию на 1 июля 2017 года, при ежегодном формировании Реестра в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ в Реестр также будут внесены сведения об акционерных обществах, которые будут отвечать установленным законом условиям по доле участия в капитале (подпункт "а" пункта 2 статьи 1, пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; пункт 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ).
Перечни таких акционерных обществ будут представлять в ФНС России держатели реестров владельцев ценных бумаг во исполнение подпункта "б" пункта 3 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ.
4. В настоящее время в Реестре содержатся сведения только о сельскохозяйственных потребительских кооперативах.
Сведения об иных потребительских кооперативах (за исключением сведений о вновь созданных таких кооперативах) будут внесены в Реестр, начиная с 10 августа 2017 года по состоянию на 1 июля 2017 года (статья 11, пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; пункт 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").
При этом сведения о вновь созданных потребительских кооперативах (всех видов) будут внесены в Реестр 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании потребительского кооператива (статья 5, пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; пункт 2 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").
Начальник
Управления регистрации
и учета налогоплательщиков
В.Г.КОЛЕСНИКОВ
|