Использование ресурса "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства"
Константин Косарев, руководитель портала 44-online
Общие вопросы
Сначала уточним, почему и зачем Реестр появился. Создание и запуск Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства с 01 августа 2016 было предусмотрено Федеральным законом №408-ФЗ от 03.07.2016. Этот государственный ресурс, согласно размещенной на нем официальной информации, создан чтобы:
- снизить затраты предпринимателей и органов государственной власти, связанные с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия для участников программ поддержки;
- обеспечить организацию формирования заказчиками и кредитными организациями перечня субъектов МСП для их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, а также в целях оказания кредитно-гарантийной поддержки;
- обеспечить реализацию «надзорных каникул» для малых предприятий;
- повысить качество проработки мер поддержки малого и среднего предпринимательства;
- максимально раскрыть информацию о видах деятельности субъектов МСП и производимых ими товарах работах, услугах, в том числе о производимой инновационной продукции, высокотехнологичной продукции.
Как видно, цели создания Реестра достаточно широкие и охватывают все сферы государственной поддержки субъектов МСП. Реестр напрямую "не завязан" на 44-ФЗ. Выделенное цветом касается 223-ФЗ, госзаказчики самостоятельно такие перечни не формируют. Нужно сразу отметить, что введение Реестра не отразилось на нормах 44-ФЗ, которые касаются закупок у субъектов малого предпринимательства. Они остались без изменения. Увязать новый официальный источник сведений о СМП и нормы Закона о контрактной системе 44-ФЗ, или хотя бы обозначить "проблемные места", цель этого материала.
Тем не менее, знакомство с Реестром ( https://rmsp.nalog.ru/index.html), является важной актуальной задачей, потому что Реестр не просто Интернет-ресурс. Его статус закреплен законодательно и он формирует Сведения о субъектах МСП в виде документа, имеющего официальный правовой статус. Реестр дает новые возможности по проверке участников закупок и получению официальной документированной информации.
Скрин 1
Система МСП
Чтобы работать с Реестром и избежать путаницы в терминах и сокращениях, нужно закрепить определения. Все они вытекают из Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Закон закрепляет 3 категории, которые объединены понятием субъекты малого и среднего предпринимательства (субъекты МСП):
Категория субъекта МСП |
Реестр |
44-ФЗ |
Субъект среднего предпринимательства |
да |
нет |
Субъект малого предпринимательства |
да |
да |
Микропредприятие |
да |
да, отдельно не выделяется, входит в состав субъектов малого предпринимательства |
Соответственно, когда говорим Реестре в целом, используем "субъекты МСП" (малого и среднего предпринимательства). Для целей 44-ФЗ - СМП (субъекты малого предпринимательства). В Реестре на главной странице выделены эти категории. В отношении конкретной организации одна из трех категорий будет указана в документе, который называется Сведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Скрин 2
Полезность этого документа в том, что в отличие от выписки из ЕГРЮЛ, в нем прямо указано на наличие статуса СМП (строка 7). Как зафиксировать отрицательные результаты поиска, кроме скриншота, разработчики пока не предусмотрели. Положительный результат выглядит так и автоматически подписывается как показано в Скрине 1.
Скрин 3
Правовые вопросы
Т.к. изменений в закон 44-ФЗ в связи с введением Реестра пока не вносились, возникают вопросы, насколько это вообще затрагивает закупки. Все же затрагивает. Пока после знакомства с Реестром обозначилось 3 момента, на которых стоит акцентировать внимание.
1. Положение пункта 3 статьи 30 44-ФЗ о декларировании участниками закупки принадлежности к СМП действует без изменений:
"При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям".
Оснований заменять декларацию на Сведения из из реестра нет. Требование к участникам закупки о предоставлении в какой либо форме информации из Реестра сейчас будет неправомерным. Можно рекомендовать продолжать придерживаться совместной позиции МЭР И ФАС, изложенной в Письме Минэкономразвития России N 7158-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/13590/14 от 04.04.2014 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к отношениям, связанным с осуществлением закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций".
Социально ориентированные некоммерческие организации в Реестр не входят.
2. Если участник закупки заявил о принадлежности к СМП, а в Реестре сведения отсутствуют? Насколько обязательны и насколько обоснованы будут отстранение от участия в закупке или отказ от заключения контракта, на основании ввода комиссии о несоответствии требованиям к участнику закупки? Например при проведении электронного аукциона:
Ч.6.1 ст.66 44-ФЗ: "В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения."
Есть мнение, что нужно отстранять, с учетом пункта 1. статьи 4.1 209-ФЗ:
"Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей."
Но против такого подхода пока говорят сами правила формирования Реестра. Там указано, что данные по организациям первично внесены по состоянию на 01 июля 2016. Потом база будет обновляться ежемесячно, по некоторым категориям юрлиц - ежегодно до 10 августа. Сама ФНС не исключает возможность технической ошибки, для исправления которых предусмотрен специальный сервис. Пока можно рекомендовать рассматривать отсутствие организации в Реестре, присутствие с другой категорией (например, субъект среднего предпринимательства), все же в совокупности с другими данными об участнике закупки. Например, полученными из ЕГРЮЛ.
Наконец, новации в подзаконные акты по 223-ФЗ (см. ниже) не исключили предоставления декларации, в случае отсутствия организации в Реестре. Проще говоря, по 223-ФЗ Реестр первичен, но это не единственное подтверждение статуса субъекта МСП.
С учетом этих аргументов, отклонение заявки СМП из-за отсутствия в Реестре, все же пока будет необоснованным и преждевременным.
3. Насколько обязательной для заказчика является проверка участника закупок для СМП по реестру?
Как отмечено выше, такой обязанности в 44-ФЗ пока нет. Но исходя из общих принципов профессионализма заказчика и ответственности за результативность закупок, использование официального специализированного государственного ресурса будет обоснованным.
При этом нужно учитывать и простую логику, что если государственный ресурс создан, он будет работать. Например, по 223-ФЗ подтверждение статуса средних и малых предприятий через Реестр уже стало обязательным.
С 1 августа участвующие в закупках по 223-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП) должны заявлять о себе как о таких субъектах, предоставляя сведения из единого реестра СМСП. Если в этом реестре нет сведений о вновь созданных юрлицах и вновь зарегистрированных предпринимателях, они могут подтвердить принадлежность к СМСП декларацией. Данные правила действуют как при проведении закупок, в которых могут участвовать только СМСП, так и закупок, от участников которых требуется привлечь к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМСП. Ранее статус СМСП подтверждался лишь декларацией.
Документ: Постановление Правительства РФ от 26.07.2016 N 719 (вступило в силу 1 августа 2016 года, за исключением отдельных положений)
Функциональность
Как и другие онлайн ресурсы ФНС России, Реестр https://rmsp.nalog.ru довольно удобный и интуитивно понятный. Внятное меню, крупные значки. Не удалось протестировать Расширенный поиск, который может найти СМП по заданным ОКВЭД или ОКПД, т.к. все время выпадал нулевой результат. Наладится. Любой пользователь разберется как работать с сервисом без дополнительных инструкций. Чуть сложнее придется только поставщикам, которые захотят уточнить информацию о себе. Им придется использовать уже электронную подпись. Небольшое вводное видео на сайте ФНС приятно удивит нестандартным исполнением.
Приятной работы!
Скрин 4.
Руководитель портала 44-online
Косарев К.М.
|