Подготовлено 44-online по состоянию на 11.05.2016
Отправной точкой для работы Библиотеки типовых контрактов является пункт 11 статьи 34 44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 02.07.2014 №606 (ред.от 21.11.2015) "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения". Им утверждены Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее - Правила), которые правильнее было бы назвать Правилами разработки и применения .., т.к. регулируются именно эти вопросы.
На кого распространяется?
На всех заказчиков, всех уровней. Исключений общими документами не установлено. Они могут быть установлены только самими нормативными актами федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), утвердившими типовой контракт. Как это сделано в приказе Минтруда, об оказании услуг дополнительного образования для федеральных служащих №797н от 29.10.2015.
Федеральные органы исполнительной власти утверждают типовые контракты не для подведомственных организаций, а по принципу подведомственности предмета контракта. Например: Минтруд отвечает за дополнительное профессиональное образование, и он утвердил контракт в этой сфере для ВСЕХ федеральных заказчиков.
Выделение одного из уровней все же скорее исключение. Остальные типовые контракты утверждаются для всех трех уровней финансирования (федеральный, субъекты, муниципальный).
Как определить, распространяется типовой контракт на конкретную закупку?
ШАГ 1. Проанализировать Информационную карту контракта. Она содержится как в ЕИС, так и в самом приказе ФОИВ. Правилами условия,когда применяется контракт, названы "показатели для применения типового контракта". Закреплен принцип ОДНОВРЕМЕННОСТИ их действия, т.е. по всем установленным условиям в Информационной карте ответ должен быть "Да".
Важный момент: в пункте 16 Правил в перечне показателей, которые должны соответствовать у закупки и Информационной карты - название предмета закупки НЕ указано. Отсюда вывод: правовое значение имеет не название предмета закупки (наименование контракта) а его коды ОКПД 2 и ОКВЭД 2. |
Показатели карты Типового контракта на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих простые. Фактически, проверяем только совпадение по кодам ОКПД 2 и ОКВЭД 2. Показатели по НМЦК контракта и другие не установлены.
Фрагмент Информационной карты:
2.
|
Показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта:
|
|
а)
|
наименование товара, работы, услуги;
|
услуги в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих
|
б)
|
код (коды) предмета контракта:
по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД);
по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД);
|
код (коды) предмета контракта
ОКПД:
80.22.10.130
80.30.12.130
ОКВЭД:
80.4
|
в)
|
размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при котором применяется типовой контракт (типовые условия контракта);
|
при любом размере начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
|
г)
|
иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта.
|
нет
|
ШАГ 2. Проверить закупку на соответствие правилу пункта 18 Правил.
Типовые контракты могут НЕ применяться при осуществлении:
- "закупок за наличный расчет, если иное не предусмотрено показателями для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанными в информационной карте" - довольно редкая ситуация для образовательных услуг, но встречается.
- "закупок, предусмотренных статьями 75 и 76, пунктами 2, 3, 5 и 10 части 2 статьи 83" - ст.75 закупки за рубежом, ст.76 - запрос котировок для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан. Не подходит в данном случае.
- "закупок, предусмотренных пунктами 2 (если в правовых актах Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации указана возможность заключения контракта без использования типового контракта, типовых условий контракта), 4, 5, 9, 15, 17, 26, 28, 33 и 34 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если необходимость применения типового контракта, типовых условий контракта не предусмотрена в указанных случаях информационной картой" - очень распространенная ситуация по отдельным пунктам. Т.к. в пункте г) приведенной выше Информационной карты такая необходимость отдельно не предусмотрена, образовательную услугу (например, по п.4 ч.1 ст.93 до 100 т.р.) у единственного поставщика закупить возможно без применения типового контракта.
Если были разработаны региональные типовые формы?
На основании переходных положений статьи 114 44-ФЗ, до утверждения и размещения в ЕИС федеральных типовых контрактов, субъектам РФ было предоставлено право утверждать региональные формы. Согласно п.9 ст.114, после утверждения и размещения в ЕИС типовых контрактов, типовые контракты регионов, обеспечивающие осуществление закупок соответствующих товаров, работ, услуг, не применяются. Т.е. если сейчас ФОИВ утвержден и размещен типовой контракт на услуги дополнительного профессионального образования, его региональный аналог с этого момента не применяется. За такими исключениями, до полного формирования Библиотеки в ЕИС, региональная система будет действовать.
Насколько можно изменить типовой контракт?
Это определено Правилами. Разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:
а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке.
б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.
Т.е изменять можно то, что явно входит в пункт б). По-русски, это прочерки ____________ и сноски:
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА[1]
[1] Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения Контракта в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.
Предполагаем, много неприятностей доставят включенные в типовой контракт и являющиеся его частью приложения. В бюджетных организациях используются утвержденные нормативно и отработанные типовые формы первичных документов. В составе рассматриваемого контракта утверждены целых 4 приложения. Это перебор.
- Приложение № 1 – Заказ на оказание услуг;
- Приложение № 2 – Расчет стоимости услуг;
- Приложение № 3 – Акт сдачи-приемки оказанных услуг (образец);
- Приложение № 4 – Акт сверки расчетов (образец).
Какие еще типовые контракты сейчас утверждены?
|
Наименование типового контракта
|
Статус
|
1
|
Типовой контракт на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих
|
Утвержден, опубликован, размещен в Библиотеке типовых контрактов ЕИС 29.04.2016
|
2
|
Типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих тех. обслуживание медицинских изделий
|
Утвержден, опубликован, размещен в Библиотеке типовых контрактов ЕИС 04.05.2016
|
3
|
Типовой контракт на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
|
Утвержден, опубликован 04.05.2016
|
4
|
Типовой контракт на оказание услуг но диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд
|
Утвержден, опубликован 04.05.2016
|
5
|
Типовой контракт на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд
|
Утвержден, опубликован 04.05.2016
|
|