Алгоритм расчета НМЦК на лекарственные препараты с 9 декабря
Подготовлено порталом 44--online, автор Константин Косарев
Подробнее о принятии новой методики смотрите в специальном материале 44-online .
Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения", утвержден Приказом Минздрава России от 26.10.2017 N 871н.( далее - Порядок).
Скачать полный текст Приказа 871н можно нажав на кнопку Скачать материал внизу страницы.
Цель алгоритма - выделить ключевые этапы или шаги для применения нового Порядка. Поэтому начнем с пункта 5 Порядка, который определяет первые действия заказчика:
ШАГ 1 5. За цену единицы планируемого к закупке лекарственного препарата заказчиком принимается минимальное значение цены, рассчитанной им в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка.
Пункт 3 Порядка устанавливает несколько способов расчета НМЦК, подпункты а), б), в):
а) |
применение методов, предусмотренных частями 2 - 6 и 8 статьи 22 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", без учета НДС и оптовой надбавки
|
Текущие методы, согласно ст.22 44-ФЗ и Приказа №567 Минэкономразвития:
- метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). для не-ЖНВЛП
- тарифный (для ЖНВЛП), включенных в реестр предельных отпускных цен
|
б) |
расчет средневзвешенной цены на основании всех заключенных заказчиком государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку планируемого к закупке лекарственного препарата с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета (далее - средневзвешенная цена), за исключением государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации |
Новый метод, описание дано в приказе 871н |
в) |
использования цены, которая рассчитывается автоматически в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее - референтная цена) в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, сведения о которой предоставляются в единую информационную систему в сфере закупок посредством информационного взаимодействия между указанными системами.
|
Метод пока не применяется: Положения подпункта "в" пункта 3 не применяются до 1 июля 2018 года в отношении использования референтной цены при расчете НМЦК.
|
Т.е. согласно примечанию к попункту в) пункта 3 референтные цены не применяются, пока на будет запущена соответствующая подсистема ЕИС. Примечание содержится в самом тексте Порядка (пп. в) п.3), поэтому такой расчет делать не нужно.
Фактически, согласно пункта 5 Порядка, задачей для расчета НМЦК теперь является сделать расчет по а) т.е. текущей методике (приказ №567 Минэкономразвития, метод анализ рынка). Многие применяют для этого наш Калькулятор НМЦК. Для ЖНВЛП - с использованием Реестра предельных отпускных цен. Потом сравнить полученную цену единицы товара с результатом по пункту б) - расчетом средневзвешенной цены (ШАГ 2). Понятие "средневзвешенной цены" является новым, оно до этого не встречалось в законе и подзаконных актах.
Чтобы разобраться с ним, надо анализировать данное выше определение. Попробуем "выдернуть" из него важные моменты:
- учитываются все заключенные заказчиком государственные (муниципальные) контракты или договоры за 12 предшествующих месяцев
- учитываются эквивалентные лекарственные формы и дозировки
- исключаются контракты или договоры на поставку лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации
- средневзвешенная цена рассчитывается как цена единицы лекарственного препарата без учета НДС и оптовой надбавки (это уже взято из формулы, которая дана после определения, т.е. это или 1) фактическая отпускная цена производителя или 2) Предельная отпускная цена, если отпускная цена производителя установлена на верхнем уровне (см. схему ниже).
*Ценообразование на ЖНВЛП - общая схема
Фактическая отпускная цена
|
Отпускные цены производителей, которые не могут превышать Предельные отпускные цены (но могут быть меньше). Не включает НДС.
Под фактической отпускной ценой производителя на лекарственный препарат понимается цена (без налога на добавленную стоимость), указываемая российским производителем лекарственного препарата в сопроводительной документации на товар, а иностранным производителем лекарственного препарата - в сопроводительной документации на товар, на основании которой оформляется грузовая таможенная декларация (Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 N 865)
|
Предельная отпускная цена
|
Государственный реестр предельных отпускных цен. Федеральный ресурс, ведется Росздравнадзором в соответствие с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и устанавливает верхний уровень Фактических отпускных цен
|
Оптовая надбавка |
Размер установлен региональными актами и, как правило, содержится в региональных информационных системах |
НДС |
10% начисляется на сумму первой и третьей строки |
ШАГ 2 Итак формула средневзвешенной цены единицы препарата. Она не сложнее, чем просто среднее арифметическое (при условии, что удалось отобрать все Ц1, соответствующие нужным критериям)
ШАГ 3. После того, как цена единицы препарата методами а) и б) (согласно таблицы ШАГ 1 ) рассчитана, необходимо сравнить их и выбрать наименьшую. Надо отметить, что для (а) - согласно Методики Минэкономразвития (Приказ №567), при использовании базовых цен прошлых периодов, полученных из реестра контрактов, в расчете НМЦК, они могут индексироваться на индекс потребительских цен (ИПЦ). В расчете средневзвешенных цен (б) такой возможности нет, поэтому есть основания думать, что средневзвешенные цены будут ниже.
После этого можно переходить к пункту 2 Порядка, т.е. от подготовки базовых цен за единицу, собственно к расчету НМЦК. Здесь вроде бы все просто - цена единицы перемножается на объем. НМЦК по разным лекарственным препаратам (если поставка предполагает количество наименований более 1) складываются.
Цена лекарственного препарата в этой в формуле уже должна учитывать НДС и оптовую надбавку (хотя в предыдущей формуле для расчета базовой средневзвешенной цены они не учитываются). И вот здесь как раз возможны сложности - придется уменьшать закупочные цены прошлых периодов (Ц1) на НДС и оптовую надбавку. Как это правильно сделать и в чем смысл - из приказа пока неясно, детали уточняются...
Вызывает здесь также пока сомнение и недопонимание ссылка в Порядке, значок -1- на пункт 2) части 10 статьи 31 44-ФЗ. Согласно части 10 статьи 31 Закона при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень ЖНВЛП, в дополнение к основанию, предусмотренному частью 9 статьи 31 Закона, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:
(п.2 ч.10) предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов превышает их предельную отпускную цену и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.
Итак пока получилась такая цепочка (если последовательно делать расчет по пунктам Порядка)
ШАГ 1: пункт 5 - ШАГ 2: пункт 3 а) и б) - ШАГ 3: пункт 2
ШАГ 4.
Это не обязательный этап, но Порядок, а за ним и мы его обозначаем. Ситуация, когда аукцион не состоялся. Пункт 6 Порядка говорит:
В случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки по НМЦК с ценой единицы планируемого к закупке лекарственного препарата, определенной в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 настоящего Порядка или средневзвешенной цены, при объявлении следующей закупки в качестве цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата принимается референтная цена <5>.
И опять здесь важно примечание, которое дано со значком <5>:
<5> До 1 июля 2018 года при объявлении следующей закупки ценой единицы планируемого к закупке лекарственного препарата считается следующее минимальное значение, рассчитанное в соответствии с частями 2 - 6 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .
Т.е. до 1 июля 2018 года референтная цена не работает. Вместо нее, как в пункте а) таблицы ШАГ1 - метод анализа рынка. Но вот что понимать под "следующим минимальным значением"? Такого понятия ни в законе, ни в методике Минэкономразвития (приказ №567) нет. Пока можно только предположить, что это не та базовая цена, которая была рассчитана на ШАГЕ 1, а полученное в результате повторного расчета.
ИТОГ: Алгоритм понятен, он не сложный, но трудозатратный, 50% трудозатрат отложено до 01.07.2018. Вопросы по исполнению остались. Если у вас есть понимание по выделенным серым моментам, или предложения/замечания по статье - пожалуйста напишите об этом. Хотелось бы не оставлять знаков вопроса. Моя почта: [email protected]. Всем желаю удачи, будем следить за развитием темы, публиковать важные моменты.
С уважением,
Косарев К.М, руководитель портала |