Среди многих изменений в Закон о контрактной системе начала июля, есть одно действительно значимое для всех. Как для заказчиков, так и поставщиков. Потому что оно касается одностороннего отказа от исполнения контракта на этапе исполнения (приемки). Изменена формулировка части 15 статьи 95. Закон № 365-ФЗ от 03 июля 2016 дал заказчику новые возможности. Не будет преувеличением сказать, "оружие" против недобросовестных поставщиков. Сравним две редакции:
Действующая редакция |
Редакция с 01.09.2016 |
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
|
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях: 1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
|
Т.е. речь идет о нередкой к сожалению ситуации, когда недобросовестный поставщик представил к приемке товар, не соответствующий описанию в заявке. За счет этого он обошел честных конкурентов. Заказчик должен был искать основания и решать процедурные вопросы для расторжения по ГК РФ или договариваться разойтись "по соглашению". Теперь ситуация изменится, аргументы на стороне заказчика. До сентября есть время решить некоторые правовые вопросы, а они возникают.
Например:
- Надо ли давать поставщику предусмотренный частью 14 статьи 95 10-тидневный срок на устранение недостатков?
- Нужно делать какое-то правовое обоснование расторжения со ссылкой на ГК, или эта норма прямого действия?
- Как зафиксировать несоответствие товара?
- Нужно эту возможность включать в проект контракта?
Правовой комментарий размещен Полезных материалах портала 44-online, №130. Призываем заказчиков с привлечением юридической службы внимательно изучить все аспекты до практического применения новой нормы. Так же как и отказ по ч.9 ст.15 (основания, предусмотренные ГК РФ) отказ по этому пункту с 01 сентября включен в основания для проведения запроса предложений (п.6 ч.2 ст.83).
Можно сказать, нововведение немного "уравновешивает" тяжелую ситуацию заказчика на этапе приемки некачественного товара. Еще больше усугубляют риски этого этапа введенные недавно в КоАП штрафы за нарушения порядка проведения приемки. См. Полезные материалы, №120.
Добросовестным поставщикам нет смысла обижаться за "военную" формулировку. Оружие не направлено против ответственных участников контрактной системы. Хотя слово "обязан", наверно, многих настораживает. Это мы тоже относим к требующим уточнения правовым вопросам. |