Алгоритм
действий заказчика по обоснованию закупки иностранного программного обеспечения
Разработан Информационно-аналитическим порталом 44-online
Внимание: 26.05.2016 изменения в Классификаторе ПО, добавлены коды ОКПД 2
1. Ознакомиться с Порядком обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (приложение к Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). Порядок включен в материал.
2. Определить класс закупаемого ПО по Классификатору Минкомсвязи (размещен в разделе "Документы" Реестра российского ПО по ссылке https://reestr.minsvyaz.ru/rules/). Для понимания, что включает класс, использовать графы классификатора "Описание класса" и "Код (числовое обозначение) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности".
Первоначально Классификатор был утвержден без кодов ОКПД 2, что создавало существенные сложности. 26 мая 2016 года официально опубликован Классификатор в новой редакции, с графой, где указан ОКПД 2.
НО это создало новую проблему: в каждой графе, т.е. для всего ПО указан класс 62 по ОКПД 2. А это, ни много ни мало "Продукты программные и услуги по разработке программного обеспечения; консультационные и аналогичные услуги в области информационных технологий. Т.е. все, что касается IT, в этом классе. Единственным образом, как логично понять реестр, это 62 по ОКПД 2 - общее понятие, словесное описание - его конкретизация. |
Включение в классификатор услуг, таких как 58.29.11, вообще сложно прокомментировать. Постановление говорит о ПО, классификатор тоже касается ПО. Что делать с услугами, неясно.
58.29 Услуги по изданию прочего программного обеспечения
58.29.11 Системы операционные на электронном носителе
Эта группировка включает:
- программное обеспечение начального уровня, обеспечивающее взаимодействие с периферийным аппаратным оборудованием, планирование заданий, распределение памяти и интерфейс пользователя по умолчанию, когда не запущено ни одной прикладной программы
Включены все операционные системы потребителей и сети.
3. Проверить наличие российского ПО данного класса в Реестре российского ПО на сайте Минкомсвязи https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/ в соответствующем классе.
4. Отсутствие программного обеспечения соответствующего класса, согласно Порядка (п.2 пп.а)), является первым и простым вариантом обоснования. Однако, сейчас практически все классы Реестра имеют наполнение, поэтому использование варианта 1 очень ограничено. В приведенном ПРИМЕРЕ 1 оно уже неактуально, в связи с появлением в классе 02.01 "Операционные системы" (к которому относятся, например, привычные всем Microsoft Windows) первых российских разработок в количестве 6 шт.
5. Установить "соответствующий" класс не всегда просто без специальной подготовки. Возможно, уже на этом этапе целесообразно привлечь штатного IT-специалиста. При этом, может возникнуть и у него справедливый вопрос: как ПО, которое нужно закупить, распределять по классам - ведь специальных правил нет? Нет, и в этом есть (был?) определенный простор для маневра. Но он с каждым днем меньше. Большинство классов заполнено, и первый вариант в них уже не применить. Но вопрос отнесения к классам стоит запомнить, т.к. по второму варианту от него зависит, с чем придется сравнивать ваше ПО. Приказом Минкомсвязи России от 31.12.2015 N 622 "Об утверждении правил применения классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных" правила отнесения ПО к тому или иному классу не раскрыты. Т.е. соответствие классу Реестра российского ПО имеет элемент усмотрения:
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
6. Если не проходит пункт 4, переходить ко второму варианту (п.2 пп.б) Порядка), связанному с указанием на функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки. И здесь без специалиста в области программного обеспечения точно не обойтись.Наверняка, при формировании закупочной документации на ПО такие спецы у вас привлекаются.
Тогда, исходя из буквального понимания Порядка обоснования, необходимо взять закупочную документацию и сравнить с ПО из Реестра. В приведенном примере с закупкой операционной системы в Реестре 6 позиций по этому классу. Юристы поработали и получился такой шаблон: ПРИМЕР 2. Теперь его должны наполнить конкретикой IT-специалисты. 44-online разместит результат в ближайшее время.
В этой связи существенно, принципиально повышается роль подробного и качественного описания объекта закупки. От того, как указаны характеристики ПО в техническом задании, зависит вывод по результатам сравнения с "одноклассниками" из Реестра. |
7. Заполненный шаблон датировать датой извещения о закупке. В качестве приложения к извещению при запросе котировок или закупочной документации разместить в ЕИС.
8. Если вы продлеваете лицензию, это не означает что обоснование не требуется. В указанных выше нормативных документах этот случай не является исключением из общего правила. Функциональные требования по совместимости с уже установленным ПО должны быть указаны и проверены по общей схеме (п.6 алгоритма).
Для справки. Решение и предписание Кемеровского УФАС при отсутствии обоснования закупки антивирусного "ПО Продление лицензии на использование программного обеспечения ESET NOD 32 Antivirus Business Edition RNW for 100 users". Источник Реестр жалоб ЕИС: http://zakupki.gov.ru/controls/public/action/complaint/info?source=epz&complaintId=1606503.
Вологодское УФАС в аналогичной ситуации тоже установило факт нарушения заказчиком Закона 44-ФЗ при проведении электронного аукциона: http://solutions.fas.gov.ru/to/vologodskoe-ufas-rossii/5-2-25-16. Но предписание уже не выдало с формулировкой: "Не размещение обоснования невозможности соблюдения запрета не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя)". Действительно, когда Реестр по соответствующему классу был "пустой" (пункт 4 алгоритма, первый вариант обоснования), такая логика была применима. Но если есть российские аналоги - рассчитывать на такое смягчение не стоит.
Продолжение материала
Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 ноября 2015 г. N 1236
ПОРЯДОК
ПОДГОТОВКИ ОБОСНОВАНИЯ НЕВОЗМОЖНОСТИ СОБЛЮДЕНИЯ
ЗАПРЕТА НА ДОПУСК ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩЕГО
ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
1. Настоящий Порядок определяет правила подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - обоснование), а также требования к содержанию такого обоснования.
2. Обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр) отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
3. Обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
4. Обоснование подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок.
5. Обоснование размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
6. Размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
|