|
Конкурс с ограниченным участием – основания и порядок проведения
|
Андреева Любовь Васильевна, доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского права МГЮА им. О.Е.Кутафина.
|
Аукционный вестник №172 от 20.12.2013
|
Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Далее – закон о контрактной системе) предусмотрел большее разнообразие видов конкурса, чем закон № 94-ФЗ. В соответствии с законом о контрактной системе, с 1 января 2014 года помимо открытых и закрытых конкурсов будут проводиться также конкурсы с ограниченным участием и двухэтапные конкурсы. Вместе с тем различные разновидности конкурсов имеют единую правовую природу, поэтому и к конкурсу с ограниченным участием, и к двухэтапному конкурсу применяются положения об открытом конкурсе, отражающие их особенности. Более того, к участникам двухэтапного конкурса применяются положения о конкурсе с ограниченным участием, касающиеся предквалификационного отбора участников, с учетом особенностей, определенных правилами о двухэтапном конкурсе (ч. 3 ст. 57 закона о контрактной системе). Учитывая, что в законодательство о государственных и муниципальных закупках введены новые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в форме конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса, которые имеют много общих признаков, заказчикам будет достаточно сложно определить вид проводимого конкурса. При этом следует учитывать, что, по новым правилам, при формировании плана-графика заказчик обязан обосновать не только начальную цену контракта, но и способ определения поставщика, подрядчика или исполнителя (ст. 18).
В соответствии с определением, содержащимся в ч. 1 ст. 56 закона о контрактной системе, под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые и дополнительные требования, а победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (ч. 1 ст. 56). Закон о контрактной системе определяет случаи, когда заказчик может применить данный способ осуществления закупки. Однако эти случаи сформулированы в законе в общем виде, без необходимой конкретизации. Среди таких случаев можно выделить следующие группы: 1) случаи, когда поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации; 2) случаи выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных ценностей. При этом в законе предусмотрено, что перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 56).
При проведении конкурса с ограниченным участием к участникам закупки, как и по всем иным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предъявляются единые требования, установленные ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе: 1) соответствие установленным требованиям; 2) правомочность участника закупки заключать контракт; 3) непроведение ликвидации участника закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; 4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП, на дату подачи заявки на участие в закупке; 5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за установленными исключениями; 6) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки – юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки; 7) отсутствие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; 8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты. Некоторые из данных требований отличаются от соответствующих требований, установленных законом о размещении заказов, однако их анализ не является нашей задачей.
Кроме того, к участникам конкурса с ограниченным участием предъявляются и дополнительные требования, предусмотренные ч. 2 ст. 31 закона о контрактной системе. При этом следует подчеркнуть, что в законе указано, что дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве оценки заявок на участие в конкурсе. Согласно ч. 2 ст. 31, дополнительные требования включают требования к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании – оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением правительства РФ от 28 ноября 2013 года №1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утвержден перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики, (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Содержание данного перечня показывает, что в него включено выполнение работ по проектированию, сооружению и выводу из эксплуатации использования атомной энергии, выполнение работ, касающихся объектов ядерного оружейного комплекса, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, дорожных сооружений, а также работ, включенных в эту группировку, если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн рублей, а для обеспечения муниципальных нужд – 50 млн рублей. В перечень также входят поставки пищевых продуктов и оказание услуг общественного питания, закупаемых для различных детских, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания. Пищевые продукты, хотя и закупаемые для социально незащищенных слоев населения и детей, не могут относиться к высокотехнологичной и инновационной продукции. Их можно отнести к продукции специализированного характера. Остальные пункты, включенные в перечень, относятся к работам. Таким образом, закупка инновационной и высокотехнологичной продукции может осуществляться путем проведения двухэтапного конкурса, если для уточнения характеристик объекта закупки требуется обсуждение с участниками закупки, либо открытого или закрытого конкурса. Постановлением правительства РФ № 1089 утверждены также дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. К дополнительным требованиям относятся наличие опыта исполнения договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, указанных в перечне, и наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта.
|