Как оффшоры усложнили мне работу
Автор: специалист по государственным и муниципальным закупкам Роман Пчелинцев
В августе 2015 года популярное в политической среде словосочетание "офшорные компании" ушло в массы. Теперь и федеральное министерство и региональное правительство и даже муниципальный детский сад, закупая товары, работы, услуги, должны быть готовы к встрече с офшорной компанией.
Такие изменения в Закон №44-ФЗ вступили 13.08.2015.
Не уверен, что некие офшорные компании будут "биться на торгах" за право поставки картофеля в детский сад или школу, но законодатель в борьбе с особыми иностранными государствами и территориями исключений не предоставил ни для кого. Поэтому теперь каждый контрактный управляющий должен знать, что такое офшорная компания, где ее искать и как с ней бороться.
Я разобрался и отметил наиболее важные положения, на которые стоит обратить внимание в попытках оградить свои закупки от нарушения процедуры проведения. Хотя непосредственной встречи с офшорной компанией в практике я всё-таки не ожидаю (в отличие от встречи с контролирующими-проверяющими).
Первое на что обратил внимание - это определение "вероятного противника". Он обозначен в п. 4 ст. 3 Закона №44-ФЗ. Внесено изменение в понятие "участника закупки" - теперь это любое юридическое лицо, за исключением офшорных компаний. Сразу же отметим, что исключение офшора распространяется на любого участника закупки, в том числе, по которой не размещается извещение, т.е. и на единственного поставщика.
При этом как проверять "офшорность" у единственного поставщика - не указано. Запрашивать выписку к каждому договору? Пока - это вопрос.
Что же такое офшорная компания - это юридическое лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц.
То есть офшорной компанией может быть только юридическое лицо, место регистрации (местонахождение или юридический адрес) такого юридического лица находятся на территории иностранного государства, включенного в утвержденный перечень.
Проверять место регистрации иностранца мы будем на основании надлежащим образом заверенного перевода на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства, т.е. аналога выписки из ЕГРЮЛ.
Когда заказчик обязан проверить принадлежность участника к офшору?
1. на этапе рассмотрения заявок комиссией при осуществлении закупки способом конкурса и запроса предложений.
2. на этапе заключения контракта при закупке путем запроса котировок и предварительного отбора.
3. не обязан проверять - при закупке путем электронного аукциона. Такую проверку проводит оператор электронной площадки на стадии аккредитации.
Для меня важнейшее в изменениях по офшорам: введена обязанность для победителя запроса котировок при заключении договора предоставить, и соответственно моя как члена закупочной комиссии, проверить, выписку из ЕГРЮЛ (для российской компании), полученную не ранее шести месяцев.
Возникли дополнительные обязанности:
1. Дополнить перечень требований к участнику закупок (все способы), что участник закупки не является офшорной компанией.
2. Проверить комиссией при рассмотрении заявок на участие в конкурсе и запросе предложений выписку из ЕГРЮЛ (или аналог выписки для иностранной организации) по вопросу места регистрации юридического лица. При установлении места регистрации организации в офшорных зонах - отклонить заявку.
3. Проверить при заключении договора по итогам запроса котировок и предварительного отбора наличие выписки из ЕГРЮЛ или аналога выписки с русскоязычным переводом. При непредоставлении таковых - признать победителя уклонившимся от заключения договора.
Справочно: Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)" -утвержден приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н.
1. Ангилья;
2. Княжество Андорра;
3. Антигуа и Барбуда;
4. Аруба;
5. Содружество Багамы;
6. Королевство Бахрейн;
7. Белиз;
8. Бермуды;
9. Бруней-Даруссалам;
10. Республика Вануату;
11. Британские Виргинские острова;
12. Гибралтар;
13. Гренада;
14. Содружество Доминики;
15. Утратил силу с 1 января 2013 года. - Приказ Минфина России от 21.08.2012 N 115н;
16. Китайская Народная Республика:
Специальный административный район Гонконг (Сянган);
Специальный административный район Макао (Аомынь);
17. Союз Коморы:
остров Анжуан;
18. Республика Либерия;
19. Княжество Лихтенштейн;
20. Республика Маврикий;
21. Малайзия:
остров Лабуан;
22. Мальдивская Республика;
23. Утратил силу с 1 января 2015 года. - Приказ Минфина России от 02.10.2014 N 111н;
24. Республика Маршалловы Острова;
25. Княжество Монако;
26. Монтсеррат;
27. Республика Науру;
28. Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть);
(п. 28 в ред. Приказа Минфина России от 02.10.2014 N 111н)
29. Республика Ниуэ;
30. Объединенные Арабские Эмираты;
31. Острова Кайман;
32. Острова Кука;
33. Острова Теркс и Кайкос;
34. Республика Палау;
35. Республика Панама;
36. Республика Самоа;
37. Республика Сан-Марино;
38. Сент-Винсент и Гренадины;
39. Сент-Китс и Невис;
40. Сент-Люсия;
41. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:
Остров Мэн;
Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни);
42. Республика Сейшельские Острова.
|