Скачать пакет писем можно по кнопке ниже Скачать материал
+ Новое письмо от 8 сентября 2017г.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 июня 2017 г. N 24-02-06/37730
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Минфин России, рассмотрев обращение по вопросу о порядке обоснования начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), сообщает следующее.
Порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), установлен статьей 22 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.
Таким образом, при осуществлении закупок обоснованию подлежит как начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок конкурентными способами, так и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, разъясняют возможные способы определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с применением методов, установленных Законом о контрактной системе.
Вместе с тем согласно части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 статьи 22 Закона о контрактной системе.
При этом частью 12 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
На основании изложенного, при определении начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик в случае невозможности применения методов, указанных в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, вправе применить иные методы.
А.М.ЛАВРОВ
44-online: 2 вывода можно сделать из письма регулятора. Точка зрения по единственному поставщику высказана довольно четко - обоснование по Методическим рекомендациям нужно делать. Правила - аналогичные как и для других, конкурентных способов. Вопрос размещения в ЕИС не затронут , т.к. общие правила 44-ФЗ регулируют случаи размещения в ЕИС документации о закупке у единственного поставщика, а вместе с ней и обоснования НМЦК. Большинство заказчиков так и работает, и здесь новости нет. Дело, скорее, в деталях.
Каким методом обосновать НМЦК с единственным поставщиком? Любым из статьи 22 44-ФЗ, приоритетно - методом сопоставимых рыночных цен. А если мы просто сравниваем предложения и берем наименьшее - ведь это оптимально с точки зрения экономии бюджетных средств (конечно, если товары стандартные и это не приводит к потере качества)? Возможно применить иной (т.е. такой) метод, но при этом его надо грамотно оформить. Для этого обосновать невозможность применения иных методов. Форма не установлена, требования к содержанию тоже. Понятен только смысл - обоснование отвечает на вопрос, почему нельзя в конкретном случае обосновать НМЦК одним из методов, перечисленных в статье 22 44-ФЗ.
И как показал дальше регулятор, нормы статьи 22 не подлежат общему, расширительному прочтению. Это значит, что если ваш порядок расчета отличается оит предусмотренного в ней - это уже как раз "иной" метод, требующий дополнительного обоснования. Например, не любая смета является обоснованием проектно-сметным методом
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 мая 2017 г. N 24-03-08/32211
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
(фрагмент)
По вопросу о том, является ли укрупненный сводный сметный расчет предпроектной документации основанием для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), проектно-сметным методом, Минфин России сообщает.
Частью 9 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что проектно-сметный метод применяется при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства. При этом основанием для определения такой цены является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), определяющая объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации.
Кроме того, Минфин России обращает внимание, что при отсутствии проектной документации невозможно определить объем работ, подлежащих выполнению при строительстве, в том числе определить стоимость таких работ, в связи с чем невозможно установить начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации строительство должно осуществляться исключительно при наличии проектной документации.
Таким образом, укрупненный сводный сметный расчет предпроектной документации не является основанием для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), проектно-сметным методом.
Дополнительно, Минфин России обращает внимание, что в рамках реализации части 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 563 утверждены правила заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Т.Г.НЕСТЕРЕНКО
44-online: В следующем и возможно наиболее важном письме, Минфин продолжает развивать тему минимальных цен. Их использование для обоснования НМЦК не запрещено. А иногда, и обусловлено суммой выделенных средств (лимитами бюджетных обязательств), на что обращается отдельное внимание. Из этого следует вывод, что заказчик вправе указать цену меньшую, чем в представленном обосновании НМЦК (в том числе полученной по результатам трех коммерческих предложений), и соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств. Хорошо, это логично. Но это влечет дополнительные обязанности по обоснованию применения нового метода (см. письмо 1)
Будет ли такое уменьшение цены, полученной методом анализа рынка, новым методом - напрямую нигде не указано. Решение должен принять сам заказчик. Но у нас есть хорошая подсказка, на которую ссылается и сам Минфин - это Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методические рекомендации), утверждены приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567.
В чем подсказка - смотрим далее.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 июня 2017 г. N 24-01-10/37713
Минфин России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта и сообщает.
Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются в соответствии с положениями статьи 22 Закона о контрактной системе.
Согласно частям 2 и 3 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или, при их отсутствии, однородных товаров, работ, услуг.
В случае применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методические рекомендации), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, для определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик вправе направить соответствующие запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и воспользоваться информацией, полученной по такому запросу не менее чем от трех поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Формула определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) установлена в пункте 3.21 Методических рекомендаций.
При этом предложения, полученные от поставщиков, должны содержать цену единицы товара (работы, услуги), которая с учетом количества (объема) закупаемого товара (работы, услуги) используется заказчиком при расчете НМЦК.
Вместе с тем Методические рекомендации не содержат запрет об использовании заказчиком при расчете НМЦК предложений, содержащих минимальную цену товара (работы, услуги).
Также обращаем внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи.
При этом в соответствии с положениями бюджетного законодательства цена заключаемого контракта ограничивается пределами лимитов бюджетных обязательств.
Следовательно, заказчик вправе указать цену меньшую, чем в представленном обосновании НМЦК (в том числе полученной по результатам трех коммерческих предложений), и соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств.
Следует отметить, что Методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи заказчикам, уполномоченным органам, уполномоченным учреждениям в определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения государственных или муниципальных нужд в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и не носят нормативного характера.
А.М.ЛАВРОВ
44-online: Методические рекомендации - документ, который можно и нужно применять, и который если разобраться, дает достаточно большой простор для действий. В частности, в нем указано на возможность применения индексов и коэффициентов, разработанных самим заказчиком и отражающих условия конкретной закупки. Таким образом, полученная по итогам анализа рынка цена может и должна быть скорректирована. И корректирована она может быть:
- на превышение, которое получается по сравнению с имеющейся выделенной суммой
- на разницу между рассчитанной по формуле НМЦК и минимальной из взятых за базу для расчета цен.
При таком варианте заказчик не применяет новый метод и следовательно, не должен делать дополнительное обоснование такого шага. Наоборот, заказчик применяет приоритетный метод анализа рынка и рекомендованные Методические рекомендации.
Как оформить такую корректировку - предлагаем вариант в следующем полезном материале №183. Рабочее название корректирующего понижающего коэффициента - "коэффициент бюджетирования".
|